«Тюменская область может стать угрозой единству страны»

Против течения. Ямальский депутат Валерий Степанченко раскритиковал реформу «тюменской матрешки»

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Юрий Неелов и Александр Филипенко сопротивлялись «южанам», сколько могли. И в один прекрасный день были вынуждены капитулировать фото – Лариса Рычкова, Иван Седов, Александр Елизаров, Екатерина Христозова, Вячеслав Егоров

За два дня Думы регионов «тюменской матрешки» стремительно отменили прямые выборы губернаторов. Поводы благие: экономия денег и сохранение геополитической стабильности. Но эти заверения лишь верхушка айсберга. От широкой общественности спрятали как истинные причины реформы, так и возможные последствия. Может ли Ямал выйти из состава Тюменской области, соответствуют ли нововведения решению Конституционного суда и в какой момент правительства и Заксобрания округов могут стать бутафорскими — рассказал «URA.Ru» один из «отцов» программы «Сотрудничество».

Корреспондент «URA.Ru» поговорил с депутатом Законодательного собрания ЯНАО Валерием Степанченко, оказавшим огромное влияние на становление и развитие тюменской «матрешки». Именно с его подачи Ямал отказался избирать тюменского губернатора в 1996 году. Это убедило Бориса Ельцина отменить определяющий судьбу ЯНАО указ. С высоты своего опыта парламентарий рассказывает, к чему может привести очередная реформа.

— Принятое тремя Думами решение об изменении схемы избрания губернаторов ХМАО и ЯНАО имеет свою предысторию. Какова она?

— Начиная с 90-х годов прошлого века Тюменская область настаивала на том, что у трех регионов должны быть единые органы власти, что на их территории должен избираться единый губернатор. Формально это отвечало нормам советского законодательства и, в частности, закона 1980 года «Об автономных округах РСФСР». С подачи руководства области в 1996 году был издан даже соответствующий Указ президента «О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов». Наша Дума этот указ сочла неконституционным и нарушающим права избирателей (это нашло отражение в моем заключении, я в то время работал заведующим организационно-правовым отделом Думы ЯНАО), и отказалась его исполнять. На Ямале в 1996 году избирали только своего губернатора, которым стал Юрий Неелов. За главу Тюменской области, которым стал Леонид Рокецкий, голосование в округе не проходило. Впоследствии Борис Ельцин отменил свой указ и на одном из совещаний даже проронил фразу: «Депутаты Ямальской Думы отстояли Конституцию».

В том же году, для того чтобы прийти к одной позиции, Думы трех субъектов обращались в Конституционный суд РФ с просьбой разъяснить статус автономных округов. В постановлении КС РФ 1997 года говорилось, что Ямал и Югра, будучи равноправными с другими субъектами РФ, одновременно составляют часть Тюменской области. Однако «принцип равноправия доминирует в статусе субъекта Российской Федерации». То есть у автономий есть полноправная система государственных органов, уставы, законодательство, предоставленный Конституцией РФ объем полномочий и территории.

Заседание законодательного собрания ЯНАО. Салехард, степанченко валерий
Валерий Степанченко (справа) еще в 90-е года заявлял, что Ямал не должен избирать тюменского губернатора

— Когда и для чего было принято решение о заключении договора между тремя территориями?

— В 2003 году вступили в силу поправки в 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые не исключали возможность доминирования областной власти над властями автономий. Чтобы этого не произошло, по инициативе Ямала были созданы рабочие группы от каждого субъекта по разработке тройственного договора. Рабочую группу от Тюменской области возглавлял занимавший тогда пост замгубернатора области Владимир Якушев, от Ямала — я, Югры — сегодняшний председатель Общественной палаты ХМАО Любовь Чистова. В течение года мы спорили и искали точки соприкосновения, тюменцы иногда устраивали демарши, уезжая с заседаний. «Воевали» за каждые полпроцента распределения НДПИ. Но в итоге здравый смысл восторжествовал, и мы все-таки сумели найти общий подход. Самое главное, что мы тогда добились — отстояли право самостоятельно формировать бюджет автономий.

Хотя был и другой путь. Конституционный суд также подтвердил, что автономный округ может обратиться в Федерацию с вопросом об изменении статуса и признании своей полной самостоятельности. При этом не потребуется согласия или предварительного разрешения области, в которую он входит. Я был и остаюсь сторонником такого пути развития, при этом убеждал всех, говорил, что мы не собираемся ставить границу и колючую проволоку, что подписанное в итоге соглашение продолжит работать и дальше, потому что аналогичное соглашение можно подписывать с любым субъектом федерации, этой формулировкой не воспользовались. При этом наши традиционные взаимосвязи с областью только укрепятся, но уже совершенно на равноправном уровне. Не была проявлена политическая воля.

— Как выглядела бы система власти в «матрешке», если бы договор не был заключен?

— В законодательстве прописано, что в этом случае законодательство Тюменской области распространило бы действие на автономные округа. Будьте любезны исполнять то, что принято другими. И бюджет тогда в Тюмени бы формировался для всех трех регионов.

Комарова и Якушев. Окружная больница и МФЦ. Нижневартовск., баннер, плакат, сотрудничество
Программа «Сотрудничество» пока работает. Но она может потерять актуальность в любой момент

— А правительство ЯНАО превратилось бы в филиал правительства Тюменской области?

— Практически да. Почему мы и говорили, что мы не враги друг другу, у нас связи были и останутся. Это как два добрых соседа: на своей территории каждый распоряжается своим имуществом самостоятельно. Надо взаймы дать — нет проблем. Но не так, что бюджет деньги получил и все одному региону отдал, который будет решать, дать остальным денег или нет. В годы Советской власти так ведь и было.

— Некоторые политики на юге Тюменской области в то время называли такую политику «сепаратистской»...

— Сепаратизм — это выход из состава государства, у нас никто об этом никогда не заявлял и никогда не заявит. Мы говорили о собственном бюджете, чтобы своим хозяйством на своей территории власти Ямала распоряжались самостоятельно, с учетом обеспечения надлежащих социальных-экономических условий для населения, проживающего в условиях Крайнего Севера и являющегося одним из основных поставщиков доходной части бюджета страны.

— Перейдем к сегодняшним поправкам, изменяющим принцип избрания губернатора ЯНАО. Они предусматривают, что кандидатов на этот пост подбирает губернатор Тюменской области в ходе консультаций с политическими партиями. Не нужно ли дополнительно ему советоваться с общественниками, представителями муниципалитетов?

— Это уже известный нам механизм, мы это уже проходили. И совсем недавно президент РФ определил его как устаревший и не отвечающий основополагающим принципам демократии, а именно прямому волеизъявлению народа. Здесь вопрос в другом: какое право имеет губернатор равноправного субъекта представлять кандидатуры в другой субъект? Ведь в нем есть свой законный парламент. Получается, что он некий старший губернатор, по-военному, «ефрейтор-губернатор». Но ведь такого фильтра в Конституции нет. Разве это не ущемление прав органов власти равноправного субъекта?

Инаугурация Владимира Якушева. Тюмень, кобылкин дмитрий, якушев владимир
История показывает: сколько бы «северные» губернаторы ни мерялись силой с «южным», тот все равно победит

— Можно ли опротестовать принятое на этой неделе решение со ссылкой на пояснение Конституционного суда?

— Такое действие конституционно и имеет право на жизнь. Оно может поступить от законодательного органа власти. Но разве инициировавшие и принявшие указанный законопроект депутаты на это пойдут?

— Меняет ли новая система избрания губернатора устоявшуюся систему полномочий трех регионов?

— Конечно, пока нет. Пока систему выборов поменяли якобы для экономии денег на выборах. Но в перспективе я этого исключить не могу.

— Действие тройственного договора закончится в 2020 году. Но это может произойти и раньше, если из договора выйдет хотя бы одна сторона. Тогда на территории автономий установится презумпция тюменского законодательства?

— Да.

Здания и таблички, клипарт. Салехард, законодательное собрание янао, избирательная комиссия янао, счётная палата янао, департамент здравоохранения янао
Законодательное собрание ЯНАО вскоре может стать ненужным рудиментом

— А Законодательные собрания в округах станут ненужными? Потеряют смысл?

— Формально да. Но могут остаться, как это было в свое время с окружными Советами народных депутатов, которые утверждали бюджет только после согласования с Областным Советом, а по большому счету с облисполкомом.

— А губернаторы?

— Они могут остаться. Все структуры могут остаться, но они будут нести формальный признак. У них останутся полномочия, но в урезанном виде. Сегодня автономии имеют свои органы власти и сформировали потенциал управленцев, есть понимание и люди, способные развивать Крайний Север и Арктику и т.д. А осваивать Арктику, относя штаб управления за тысячи километров на юг — это нонсенс.

— То есть фактически произойдет объединение регионов?

— Если это произойдет, то этот субъект может стать угрозой единства территории страны. Об этом я писал в 2009 году в своей книге «Становление Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации». Все разговоры о сокращении числа регионов как пути к лучшей управляемости — это блеф. Теория управления говорит об обратном. Образовавшийся тогда мощный субъект при определенных стечениях обстоятельств может заявить: «А зачем мне вообще Россия? У меня все есть, нефть-газ есть, транспорт есть, выход к морю, пища, продукты на юге есть, граница как с одной, так и с другой стороны». И все. Это может разделить Россию на две части. Я, конечно, фантазирую, но в сегодняшнем неспокойном мире ничего исключать нельзя. Запад спит и видит, чтобы раздробить Россию. Поэтому создавать такой субъект — неправильно, и с точки зрения политики, и с точки зрения экономики и, конечно же, государственного устройства. Это может привести к непредсказуемым результатам. А этого допустить никак нельзя. Нам и нашим потомкам нужна мощная и благополучная Россия.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
За два дня Думы регионов «тюменской матрешки» стремительно отменили прямые выборы губернаторов. Поводы благие: экономия денег и сохранение геополитической стабильности. Но эти заверения лишь верхушка айсберга. От широкой общественности спрятали как истинные причины реформы, так и возможные последствия. Может ли Ямал выйти из состава Тюменской области, соответствуют ли нововведения решению Конституционного суда и в какой момент правительства и Заксобрания округов могут стать бутафорскими — рассказал «URA.Ru» один из «отцов» программы «Сотрудничество». Корреспондент «URA.Ru» поговорил с депутатом Законодательного собрания ЯНАО Валерием Степанченко, оказавшим огромное влияние на становление и развитие тюменской «матрешки». Именно с его подачи Ямал отказался избирать тюменского губернатора в 1996 году. Это убедило Бориса Ельцина отменить определяющий судьбу ЯНАО указ. С высоты своего опыта парламентарий рассказывает, к чему может привести очередная реформа. — Принятое тремя Думами решение об изменении схемы избрания губернаторов ХМАО и ЯНАО имеет свою предысторию. Какова она? — Начиная с 90-х годов прошлого века Тюменская область настаивала на том, что у трех регионов должны быть единые органы власти, что на их территории должен избираться единый губернатор. Формально это отвечало нормам советского законодательства и, в частности, закона 1980 года «Об автономных округах РСФСР». С подачи руководства области в 1996 году был издан даже соответствующий Указ президента «О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов». Наша Дума этот указ сочла неконституционным и нарушающим права избирателей (это нашло отражение в моем заключении, я в то время работал заведующим организационно-правовым отделом Думы ЯНАО), и отказалась его исполнять. На Ямале в 1996 году избирали только своего губернатора, которым стал Юрий Неелов. За главу Тюменской области, которым стал Леонид Рокецкий, голосование в округе не проходило. Впоследствии Борис Ельцин отменил свой указ и на одном из совещаний даже проронил фразу: «Депутаты Ямальской Думы отстояли Конституцию». В том же году, для того чтобы прийти к одной позиции, Думы трех субъектов обращались в Конституционный суд РФ с просьбой разъяснить статус автономных округов. В постановлении КС РФ 1997 года говорилось, что Ямал и Югра, будучи равноправными с другими субъектами РФ, одновременно составляют часть Тюменской области. Однако «принцип равноправия доминирует в статусе субъекта Российской Федерации». То есть у автономий есть полноправная система государственных органов, уставы, законодательство, предоставленный Конституцией РФ объем полномочий и территории. Валерий Степанченко (справа) еще в 90-е года заявлял, что Ямал не должен избирать тюменского губернатора — Когда и для чего было принято решение о заключении договора между тремя территориями? — В 2003 году вступили в силу поправки в 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые не исключали возможность доминирования областной власти над властями автономий. Чтобы этого не произошло, по инициативе Ямала были созданы рабочие группы от каждого субъекта по разработке тройственного договора. Рабочую группу от Тюменской области возглавлял занимавший тогда пост замгубернатора области Владимир Якушев, от Ямала — я, Югры — сегодняшний председатель Общественной палаты ХМАО Любовь Чистова. В течение года мы спорили и искали точки соприкосновения, тюменцы иногда устраивали демарши, уезжая с заседаний. «Воевали» за каждые полпроцента распределения НДПИ. Но в итоге здравый смысл восторжествовал, и мы все-таки сумели найти общий подход. Самое главное, что мы тогда добились — отстояли право самостоятельно формировать бюджет автономий. Хотя был и другой путь. Конституционный суд также подтвердил, что автономный округ может обратиться в Федерацию с вопросом об изменении статуса и признании своей полной самостоятельности. При этом не потребуется согласия или предварительного разрешения области, в которую он входит. Я был и остаюсь сторонником такого пути развития, при этом убеждал всех, говорил, что мы не собираемся ставить границу и колючую проволоку, что подписанное в итоге соглашение продолжит работать и дальше, потому что аналогичное соглашение можно подписывать с любым субъектом федерации, этой формулировкой не воспользовались. При этом наши традиционные взаимосвязи с областью только укрепятся, но уже совершенно на равноправном уровне. Не была проявлена политическая воля. — Как выглядела бы система власти в «матрешке», если бы договор не был заключен? — В законодательстве прописано, что в этом случае законодательство Тюменской области распространило бы действие на автономные округа. Будьте любезны исполнять то, что принято другими. И бюджет тогда в Тюмени бы формировался для всех трех регионов. Программа «Сотрудничество» пока работает. Но она может потерять актуальность в любой момент — А правительство ЯНАО превратилось бы в филиал правительства Тюменской области? — Практически да. Почему мы и говорили, что мы не враги друг другу, у нас связи были и останутся. Это как два добрых соседа: на своей территории каждый распоряжается своим имуществом самостоятельно. Надо взаймы дать — нет проблем. Но не так, что бюджет деньги получил и все одному региону отдал, который будет решать, дать остальным денег или нет. В годы Советской власти так ведь и было. — Некоторые политики на юге Тюменской области в то время называли такую политику «сепаратистской»... — Сепаратизм — это выход из состава государства, у нас никто об этом никогда не заявлял и никогда не заявит. Мы говорили о собственном бюджете, чтобы своим хозяйством на своей территории власти Ямала распоряжались самостоятельно, с учетом обеспечения надлежащих социальных-экономических условий для населения, проживающего в условиях Крайнего Севера и являющегося одним из основных поставщиков доходной части бюджета страны. — Перейдем к сегодняшним поправкам, изменяющим принцип избрания губернатора ЯНАО. Они предусматривают, что кандидатов на этот пост подбирает губернатор Тюменской области в ходе консультаций с политическими партиями. Не нужно ли дополнительно ему советоваться с общественниками, представителями муниципалитетов? — Это уже известный нам механизм, мы это уже проходили. И совсем недавно президент РФ определил его как устаревший и не отвечающий основополагающим принципам демократии, а именно прямому волеизъявлению народа. Здесь вопрос в другом: какое право имеет губернатор равноправного субъекта представлять кандидатуры в другой субъект? Ведь в нем есть свой законный парламент. Получается, что он некий старший губернатор, по-военному, «ефрейтор-губернатор». Но ведь такого фильтра в Конституции нет. Разве это не ущемление прав органов власти равноправного субъекта? История показывает: сколько бы «северные» губернаторы ни мерялись силой с «южным», тот все равно победит — Можно ли опротестовать принятое на этой неделе решение со ссылкой на пояснение Конституционного суда? — Такое действие конституционно и имеет право на жизнь. Оно может поступить от законодательного органа власти. Но разве инициировавшие и принявшие указанный законопроект депутаты на это пойдут? — Меняет ли новая система избрания губернатора устоявшуюся систему полномочий трех регионов? — Конечно, пока нет. Пока систему выборов поменяли якобы для экономии денег на выборах. Но в перспективе я этого исключить не могу. — Действие тройственного договора закончится в 2020 году. Но это может произойти и раньше, если из договора выйдет хотя бы одна сторона. Тогда на территории автономий установится презумпция тюменского законодательства? — Да. Законодательное собрание ЯНАО вскоре может стать ненужным рудиментом — А Законодательные собрания в округах станут ненужными? Потеряют смысл? — Формально да. Но могут остаться, как это было в свое время с окружными Советами народных депутатов, которые утверждали бюджет только после согласования с Областным Советом, а по большому счету с облисполкомом. — А губернаторы? — Они могут остаться. Все структуры могут остаться, но они будут нести формальный признак. У них останутся полномочия, но в урезанном виде. Сегодня автономии имеют свои органы власти и сформировали потенциал управленцев, есть понимание и люди, способные развивать Крайний Север и Арктику и т.д. А осваивать Арктику, относя штаб управления за тысячи километров на юг — это нонсенс. — То есть фактически произойдет объединение регионов? — Если это произойдет, то этот субъект может стать угрозой единства территории страны. Об этом я писал в 2009 году в своей книге «Становление Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации». Все разговоры о сокращении числа регионов как пути к лучшей управляемости — это блеф. Теория управления говорит об обратном. Образовавшийся тогда мощный субъект при определенных стечениях обстоятельств может заявить: «А зачем мне вообще Россия? У меня все есть, нефть-газ есть, транспорт есть, выход к морю, пища, продукты на юге есть, граница как с одной, так и с другой стороны». И все. Это может разделить Россию на две части. Я, конечно, фантазирую, но в сегодняшнем неспокойном мире ничего исключать нельзя. Запад спит и видит, чтобы раздробить Россию. Поэтому создавать такой субъект — неправильно, и с точки зрения политики, и с точки зрения экономики и, конечно же, государственного устройства. Это может привести к непредсказуемым результатам. А этого допустить никак нельзя. Нам и нашим потомкам нужна мощная и благополучная Россия.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...