19 апреля 2024

«Жить мы будем плохо, зато счастливо»

Известные политики, экономисты и деятели культуры обсудили состояние СМИ в стране. «Есть опасность, что власть не услышит важные сигналы»

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Заседание КГИ по анализу современного состояния российских СМИ. Москва, кудрин алексей, гонтмахер евгений
Комитет гражданских инициатив призвал власти пересмотреть свой подход к СМИ Фото:

Ситуация в сфере российских СМИ вызывает у экспертов тревогу. Одних «выдавливают» из эфира, другим в разы увеличивают дотации. Качество журналистики в регионах существенно ухудшается, отсутствует конкуренция, а основными источниками существования редакций становится не реклама, а субсидии из бюджета. Сегодня, 24 апреля, члены Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина обсудили состояние региональных и федеральных медиа. «URA.Ru» приводит выдержки из высказываний экспертов.

Заседание КГИ по анализу современного состояния российских СМИ. Москва, кудрин алексей
Фото: Антон Белицкий © URA.Ru

Алексей Кудрин, председатель КГИ: «За последний год ситуация в сфере СМИ ухудшилась. В прошлом году практически „выдавили“ из информационного пространства телеканал „Дождь“, прекратила свое вещание, пожалуй, лучшая региональная телекомпания „Т2“. Но случаев с менее известными СМИ гораздо больше. Практика внесения Роскомнадзором предупреждений является непрозрачной, ее воздействие на СМИ негативно. Помимо давления на СМИ, осуществляются попытки контролировать Интернет, авторизовать доступ в Сеть, а также новые правила регистрации популярных блогеров. Закручивание гаек в сфере распространения информации является противоестественным со всех точек зрения. Есть опасность, что власть замкнется в себе, не услышит важные сигналы, а будет воспринимать только выгодные для себя оценки. На днях один предприниматель, который ходит в Кремль, рассказал, что на выходе его попросили говорить только о положительных новостях. Мы видим, что картинка в телевизоре все больше отрывается от реальности. Я понимаю, когда информационная война в разумных пределах идет за имидж России. Но когда она идет против своих граждан, это приводит к деструктивным процессам в обществе».

Заседание КГИ по анализу современного состояния российских СМИ. Москва, сванидзе николай
Фото: Антон Белицкий © URA.Ru

Николай Сванидзе, тележурналист, директор института Массмедиа РГГУ: «В последний год в нашей стране проводится политика изоляционизма — „антизападничество“, что способствует давлению на СМИ. Российская культура противостоит западной, западные ценности (а одна из них — свобода СМИ) не принимаются. СМИ воспринимается как военная, боевая сила. Для условного противника это оружие массового поражения, а для собственного населения — оружие массового воздействия. Мы видим, что оно срабатывает: нынешнее настроение общества, которое время от времени фиксируют социологические службы, сводится к тому, что жить мы будем плохо, зато счастливо. Для создания этой парадоксальной формулы без средств массовой информации и их воздействия на аудиторию нельзя было бы обойтись».

Дмитрий Гудков, депутат Госдумы: «Очень важно, чтобы журналистов учили тому, что СМИ — это в первую очередь бизнес. Во всех цивилизованных странах мира СМИ конкурируют аудиториями, борются за рекламные бюджеты. А у нас это все как происходит?

Заседание КГИ по анализу современного состояния российских СМИ. Москва, гудков дмитрий
Фото: Антон Белицкий © URA.Ru

Недавно был громкий случай, когда известные режиссеры попросили миллиард на создание сети питания, альтернативной «Макдоналдсу», «Едим дома». И мы все возмущались. Так вот, на рынке СМИ происходит то же самое. Уже давно создана телевизионная сеть фастфуда «Глядим дома», и огромные деньги выделяются на содержание этих СМИ. В такой системе не может быть конкуренции.

Дмитрий Казьмин, директор фонда «Медиастандарт»: «СМИ дает анализ проблем, а обратно получает уголовные дела и отзыв лицензии. Министр обороны недавно сказал, что слово и информация — это новый вид вооруженных сил. Вот только вооруженные силы не воюют внутри страны, они воюют с внешним агрессором. С одной стороны, власть говорит: «СМИ — это важный институт общества. Критикуйте нас — мы будем реагировать, выискивайте проблемы в госзаказе — эта тема важна для нас». На словах этот тезис не оспаривается, но на практике политика властей по сути препятствует становлению института СМИ.

Заседание КГИ по анализу современного состояния российских СМИ. Москва, казьмин дмитрий
Фото: Антон Белицкий © URA.Ru

В этом году официальная поддержка СМИ из бюджета достигнет почти 130 млрд рублей. Федеральная поддержка, существенно сокращенная по сравнению с прошлым годом, снова расширяется. Даже в условиях общего секвестра расходов на 10 процентов правительство находит дополнительные средства на поддержку телеканала «Russia Today» (субсидии увеличены на 5,47 млрд рублей, или примерно на треть) и агентства ТАСС (на 1,62 млрд рублей, или на 160 процентов). Региональные власти, несмотря на поручение президента оптимизировать расходы на информсопровождение губернаторов, увеличили бюджеты на региональные СМИ. По подсчетам ОНФ, в 2015 году они потратят на это 36,2 млрд рублей против 33 млрд рублей в 2014-м.

Игорь Потоцкий, генеральный директор телекомпании «СТП КОНТЕНТ»: Все, что регулируется Министерством связи и коммуникаций, — это примерно 10 процентов ВВП. Рекламный рынок в этом году — 156 миллиардов рублей, при этом 95 процентов из них — это деньги 20 федеральных каналов, а пять процентов — деньги 3,5 тысяч всех остальных вещателей. Вот вам состояние медиа.

В 90-е годы медиа тотально зависели от того, как их читают или смотрят. Все держалось на рекламных доходах. Будешь говорить то, что хочет аудитория, — будешь получать рейтинги и доходы от рекламы. Сейчас совершенно не так. Основные источники — это деньги, перераспределяемые местными администрациями. Никаких других средств нет. Не потому, что кто-то плохо работает, а потому что федеральные рекламные агентства за последний год в девять раз «убили» стоимость минуты рекламного времени.

Андрей Нечаев, президент РОО финансистов «Финансовый клуб»: «Мы все помним 90-е и негосударственное НТВ. Там были такие же „Анатомии протеста“, только назывались по-другому. Частное СМИ совершенно четко использовалось в политической и коммерческой борьбе и ничем не отличалось от нынешней пропаганды. Я не вижу большого греха в том, что государство тратит деньги на СМИ. Неважно, в какой форме это происходит — через госзаказ или субсидии, когда государство является акционером и вносит деньги как акционерный капитал. Чрезвычайно плохо, когда государственные чиновники определяют редакционную политику СМИ и их руководителей».

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Ситуация в сфере российских СМИ вызывает у экспертов тревогу. Одних «выдавливают» из эфира, другим в разы увеличивают дотации. Качество журналистики в регионах существенно ухудшается, отсутствует конкуренция, а основными источниками существования редакций становится не реклама, а субсидии из бюджета. Сегодня, 24 апреля, члены Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина обсудили состояние региональных и федеральных медиа. «URA.Ru» приводит выдержки из высказываний экспертов. Алексей Кудрин, председатель КГИ: «За последний год ситуация в сфере СМИ ухудшилась. В прошлом году практически „выдавили“ из информационного пространства телеканал „Дождь“, прекратила свое вещание, пожалуй, лучшая региональная телекомпания „Т2“. Но случаев с менее известными СМИ гораздо больше. Практика внесения Роскомнадзором предупреждений является непрозрачной, ее воздействие на СМИ негативно. Помимо давления на СМИ, осуществляются попытки контролировать Интернет, авторизовать доступ в Сеть, а также новые правила регистрации популярных блогеров. Закручивание гаек в сфере распространения информации является противоестественным со всех точек зрения. Есть опасность, что власть замкнется в себе, не услышит важные сигналы, а будет воспринимать только выгодные для себя оценки. На днях один предприниматель, который ходит в Кремль, рассказал, что на выходе его попросили говорить только о положительных новостях. Мы видим, что картинка в телевизоре все больше отрывается от реальности. Я понимаю, когда информационная война в разумных пределах идет за имидж России. Но когда она идет против своих граждан, это приводит к деструктивным процессам в обществе». Николай Сванидзе, тележурналист, директор института Массмедиа РГГУ: «В последний год в нашей стране проводится политика изоляционизма — „антизападничество“, что способствует давлению на СМИ. Российская культура противостоит западной, западные ценности (а одна из них — свобода СМИ) не принимаются. СМИ воспринимается как военная, боевая сила. Для условного противника это оружие массового поражения, а для собственного населения — оружие массового воздействия. Мы видим, что оно срабатывает: нынешнее настроение общества, которое время от времени фиксируют социологические службы, сводится к тому, что жить мы будем плохо, зато счастливо. Для создания этой парадоксальной формулы без средств массовой информации и их воздействия на аудиторию нельзя было бы обойтись». Дмитрий Гудков, депутат Госдумы: «Очень важно, чтобы журналистов учили тому, что СМИ — это в первую очередь бизнес. Во всех цивилизованных странах мира СМИ конкурируют аудиториями, борются за рекламные бюджеты. А у нас это все как происходит? Недавно был громкий случай, когда известные режиссеры попросили миллиард на создание сети питания, альтернативной «Макдоналдсу», «Едим дома». И мы все возмущались. Так вот, на рынке СМИ происходит то же самое. Уже давно создана телевизионная сеть фастфуда «Глядим дома», и огромные деньги выделяются на содержание этих СМИ. В такой системе не может быть конкуренции. Дмитрий Казьмин, директор фонда «Медиастандарт»: «СМИ дает анализ проблем, а обратно получает уголовные дела и отзыв лицензии. Министр обороны недавно сказал, что слово и информация — это новый вид вооруженных сил. Вот только вооруженные силы не воюют внутри страны, они воюют с внешним агрессором. С одной стороны, власть говорит: «СМИ — это важный институт общества. Критикуйте нас — мы будем реагировать, выискивайте проблемы в госзаказе — эта тема важна для нас». На словах этот тезис не оспаривается, но на практике политика властей по сути препятствует становлению института СМИ. В этом году официальная поддержка СМИ из бюджета достигнет почти 130 млрд рублей. Федеральная поддержка, существенно сокращенная по сравнению с прошлым годом, снова расширяется. Даже в условиях общего секвестра расходов на 10 процентов правительство находит дополнительные средства на поддержку телеканала «Russia Today» (субсидии увеличены на 5,47 млрд рублей, или примерно на треть) и агентства ТАСС (на 1,62 млрд рублей, или на 160 процентов). Региональные власти, несмотря на поручение президента оптимизировать расходы на информсопровождение губернаторов, увеличили бюджеты на региональные СМИ. По подсчетам ОНФ, в 2015 году они потратят на это 36,2 млрд рублей против 33 млрд рублей в 2014-м. Игорь Потоцкий, генеральный директор телекомпании «СТП КОНТЕНТ»: Все, что регулируется Министерством связи и коммуникаций, — это примерно 10 процентов ВВП. Рекламный рынок в этом году — 156 миллиардов рублей, при этом 95 процентов из них — это деньги 20 федеральных каналов, а пять процентов — деньги 3,5 тысяч всех остальных вещателей. Вот вам состояние медиа. В 90-е годы медиа тотально зависели от того, как их читают или смотрят. Все держалось на рекламных доходах. Будешь говорить то, что хочет аудитория, — будешь получать рейтинги и доходы от рекламы. Сейчас совершенно не так. Основные источники — это деньги, перераспределяемые местными администрациями. Никаких других средств нет. Не потому, что кто-то плохо работает, а потому что федеральные рекламные агентства за последний год в девять раз «убили» стоимость минуты рекламного времени. Андрей Нечаев, президент РОО финансистов «Финансовый клуб»: «Мы все помним 90-е и негосударственное НТВ. Там были такие же „Анатомии протеста“, только назывались по-другому. Частное СМИ совершенно четко использовалось в политической и коммерческой борьбе и ничем не отличалось от нынешней пропаганды. Я не вижу большого греха в том, что государство тратит деньги на СМИ. Неважно, в какой форме это происходит — через госзаказ или субсидии, когда государство является акционером и вносит деньги как акционерный капитал. Чрезвычайно плохо, когда государственные чиновники определяют редакционную политику СМИ и их руководителей».
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...