«При Куйвашеве беспредела стало меньше»

«URA.Ru» запускает "сериал", посвященный трехлетию работы свердловского губернатора Евгения Куйвашева. Его личная оценка зависит от адекватности команды. Мы оценим каждого министра

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Куйвашев в доме актера Екатеринбург с театральными деятелями 21.01.2014, куйвашев евгений
Фото:

Куйвашев стал свердловским губернатором три года назад. Достаточный период, чтобы подвести итоги — оценить победы и указать на провалы. Приближенные к резиденции эксперты фиксируют всестороннюю активность Евгения Куйвашева, но реальную работу они предлагают оценивать иначе. Одним из критериев успешности может быть эффективность каждого из министерств свердловского правительства и адекватность конкретных министров. Первая часть «аудита» от «URA.Ru» посвящается ведомству, которому повезло.

Говорят, что Свердловскому минкульту повезло: с первых дней своего губернаторства Евгений Куйвашев этому ведомству благоволил и уделял ему самое пристальное внимание. По сути, за минувшие три года произошел полный апгрейд министерства, и большинство крупных проектов и управленческих решений было реализовано под личным руководством главы региона.

Так, в первые же месяцы своей работы губернатор принял решение избавить минкульт от обязанности контролировать сохранность объектов культурного наследия и передать эти полномочия МУГИСО. По словам замминистра ведомства Константина Никанорова, «классическая» схема, когда контроль за сохранностью памятников осуществляет минкульт, потерпела полный крах. С начала 90-х Свердловская область утратила 33 объекта культурного наследия, которые находились под госохраной, из них 24 — в Екатеринбурге.

«Для кардинального изменения ситуации Евгений Владимирович принял решение отойти от стандартной схемы, когда объекты закреплены за региональным министерством культуры, и передать их в орган, осуществляющий взаимодействие с предпринимателями, бизнес-структурами, крупными застройщиками и представителями общественности, — сообщил „URA.Ru“ Никаноров. — Это решение позволило оценить здания не просто с точки зрения элементов истории и культурного достояния, но также с позиции их современного использования и приспособления».

Как отметил чиновник, после того, как контроль за охраной памятников был передан МУГИСО, «работа закипела». Только за прошлый год ведомство провело 47 плановых проверок, по результатам которых было наложено штрафов за ненадлежащее использование памятников архитектуры на сумму более 3,3 миллионов рублей. Кроме того, чиновники провели масштабную работу по выявлению, реставрации и популяризации памятников архитектуры — всего 32 объекта, из которых 13 было поставлено на государственную охрану.

Впрочем, далеко не всем революционное решение губернатора пришлось по душе. Против, в частности, выступило Свердловское отделение «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры».

«Мы ничего не имеем против МУГИСО. Ведь именно это министерство демонстрирует большую открытость. Но этот орган заинтересован в первую очередь в эффективном использовании объектов для извлечения прибыли в пользу областного бюджета, а в случае с памятниками этот подход в корне неверный. Ты либо охраняешь объекты, либо используешь их — по-другому не получится», — заявил корреспонденту «URA.Ru» председатель регионального отделения ВООПИК Олег Букин. В целом же, по его мнению, с момента назначения Куйвашева к региональному минкульту, в котором работали «профессиональные, но оторванные от жизни люди», претензий стало меньше.

Следующим серьезным шагом в изменении работы минкульта стало назначение нового министра — в январе 2013-го на этом посту Алексея Бадаева сменил Павел Креков — замминистра регионального минобра. Креков был креатурой Куйвашева, и это назначение вся культурная общественность Екатеринбурга восприняла с тревогой и скепсисом: мало того, что очередной «варяг» из Тюмени, так еще и далек от культуры — до назначения новый министр работал в сфере образования.

«Признаться, поначалу воспринял это назначение с негативом. Однако же Павел Владимирович [Креков] проявил похвальную активность и инициативность в работе. В течение шести месяцев сам лично осмотрел все подведомственные объекты, в том числе наш музей, — сообщил „URA.Ru“ Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств. — С Крековым я общаюсь больше, чем с другими министрами, его предшественниками, от него чаще слышу вопросы в свой адрес».

Корытин отметил также, что кадровые назначения в минкульте очень радовали музейщиков, поскольку в ведомстве работают очень компетентные в музейной сфере специалисты. Возможно, именно это обстоятельство помогло развиться министерскому проекту по организации грантов для музеев разного подчинения. Как отметил Корытин, гранты выделяют на очень важные проекты, связанные с инновационными технологиями в музеях, например, виртуальные экспозиции.

Большим достижением эксперт считает решение по Эрмитажу.

В сентябре 2014 года было подписано соглашение, в рамках которого в течение двух лет в Екатеринбурге должен появиться центр «Эрмитаж-Урал», городская структура, которая будет финансироваться на паритетных началах областным и муниципальным бюджетом. «Это долгожданный для нас проект, и он никогда бы не получился, если бы не личная поддержка губернатора Куйвашева, — подчеркнул Корытин.— Хочу также отметить проект по созданию музея Эрнста Неизвестного, который также появился по инициативе Куйвашева и Крекова. Появление новых музеев — это вообще большой показатель развития культуры в регионе».

В целом эксперты сходятся во мнении, что гранты на развитие культуры и искусства в регионе стали ключевым достижением работы обновленного минкульта. По словам Оксаны Розум, руководителя литературно-драматической части Первоуральского театра драмы «Вариант», Свердловская область стала лидером театрального движения, обогнав даже Москву и Санкт-Петербург.

«В 2014 году министерство культуры выделило гранты всем муниципальным театрам области. Для маленьких театров со скромным финансированием это стало прекрасной возможностью организовать гастрольные туры, съездить в гости друг к другу. Появилось несколько новых фестивалей: например, в августе этого года в Екатеринбурге состоится 3-й фестиваль уличных театров „Лица улиц“. Для жителей наших широт это уникальная возможность познакомиться с творчеством уличных театров», — рассказала Оксана Николаевна в интервью корреспонденту «URA.Ru».

Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе минкульта, с подачи губернатора стало больше грантов для библиотек, музеев и концертных учреждений: их размер от 500 тысяч рублей до 7 миллионов рублей. Власти поддержали деньгами Екатеринбургский оперный театр и Екатеринбургский государственный театральный институт — на ремонт его учебного театра уже использовано порядка 14 миллионов рублей. Кроме того, впервые была оказана грантовая поддержка Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.

В профессиональном сообществе считают, что с приходом Крекова коллективы начали гастролировать по Среднему Уралу. По поручению Евгения Куйвашева создан специальный фонд, рассчитанный главным образом на муниципальные учреждения культуры. Существенным плюсом в копилку достижений регионального минкульта эксперты считают открытие первого в России центра по работе с одаренными детьми. В сентябре начнется первый набор в Уральский хореографический колледж.

В свою очередь, главный культуртрегер Екатеринбурга, директор Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова отмечает всестороннюю поддержку минкульта Уральской индустриальной биеннале.

«Благодаря нашей содержательной работе в рамках третьей биеннале, в этом году мы можем сотрудничать с такими крупными партнерами, как Государственная Третьяковская галерея, и расширять программу резиденций биеннале до таких отдаленных городов Свердловской области, как Арти, Ирбит и Калач. Правительство Свердловской области и администрация губернатора выступают соучредителями биеннале, и один из главных результатов последних лет, по моему мнению, — это то, что биеннале стала органичной частью бренда Урала и его современной культуры», — сообщила Прудникова «URA.Ru».

Впрочем, ложка дегтя в работе минкульта тоже имеется.

Как и прежде, далеко не все учреждения культуры могут рассчитывать на поддержку ведомства. По мнению руководителя Первоуральского народного академического хора «Сольвейг» Елены Шестаковой, небольшие творческие коллективы, особенно за пределами Екатеринбурга, зачастую могут надеяться только на себя и лояльность муниципалитета.

«У нас люди тратят собственные средства на содержание коллектива — на бензин, на оргтехнику, на уборку помещения, не говоря уже о выездах. Для чего нужно министерство, если оно никак не контролирует то, что происходит в муниципалитетах? — возмущается Шестакова. — А муниципальному хозяйству, конечно же, не до культуры. Ездили мы, например, в Верхотурье на фестиваль, деньги на транспорт искали самостоятельно. Нет у муниципалитета денег на автобус до Верхотурья и обратно. Якобы мы превысили лимит, заложенный на фестиваль, который недавно состоялся. А это ложь, потому что муниципалитет нам оплатил только аренду зала. Какой лимит? Никто его не видел. Наш хор — лауреат 14 международных конкурсов, а кроме зарплаты руководителю — ни-че-го!»

Бывший ректор Екатеринбургской академии современного искусства Сергей Кропотов также отметил, что культурная деятельность в сельской местности по-прежнему развивается слабо. При росте количества концертов и спектаклей сохранилась тенденция снижения количества мероприятий, проведенных театрами и концертными организациями на сельских и отдаленных территориях. Впрочем, это проблема системная и в первую очередь должна решаться федеральными Минкультом, считает эксперт.

«URA.Ru» продолжит проект в ближайшее время. Следите за публикациями.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Куйвашев стал свердловским губернатором три года назад. Достаточный период, чтобы подвести итоги — оценить победы и указать на провалы. Приближенные к резиденции эксперты фиксируют всестороннюю активность Евгения Куйвашева, но реальную работу они предлагают оценивать иначе. Одним из критериев успешности может быть эффективность каждого из министерств свердловского правительства и адекватность конкретных министров. Первая часть «аудита» от «URA.Ru» посвящается ведомству, которому повезло. Говорят, что Свердловскому минкульту повезло: с первых дней своего губернаторства Евгений Куйвашев этому ведомству благоволил и уделял ему самое пристальное внимание. По сути, за минувшие три года произошел полный апгрейд министерства, и большинство крупных проектов и управленческих решений было реализовано под личным руководством главы региона. Так, в первые же месяцы своей работы губернатор принял решение избавить минкульт от обязанности контролировать сохранность объектов культурного наследия и передать эти полномочия МУГИСО. По словам замминистра ведомства Константина Никанорова, «классическая» схема, когда контроль за сохранностью памятников осуществляет минкульт, потерпела полный крах. С начала 90-х Свердловская область утратила 33 объекта культурного наследия, которые находились под госохраной, из них 24 — в Екатеринбурге. 4 августа 2014 года — юбилей у третьего в истории Свердловской области министра культуры. 50-летие отмечает Павел Креков, уже полтора года возглавляющий самое разношерстное и конфликтное ведомство региона. «Для кардинального изменения ситуации Евгений Владимирович принял решение отойти от стандартной схемы, когда объекты закреплены за региональным министерством культуры, и передать их в орган, осуществляющий взаимодействие с предпринимателями, бизнес-структурами, крупными застройщиками и представителями общественности, — сообщил „URA.Ru“ Никаноров. — Это решение позволило оценить здания не просто с точки зрения элементов истории и культурного достояния, но также с позиции их современного использования и приспособления». Как отметил чиновник, после того, как контроль за охраной памятников был передан МУГИСО, «работа закипела». Только за прошлый год ведомство провело 47 плановых проверок, по результатам которых было наложено штрафов за ненадлежащее использование памятников архитектуры на сумму более 3,3 миллионов рублей. Кроме того, чиновники провели масштабную работу по выявлению, реставрации и популяризации памятников архитектуры — всего 32 объекта, из которых 13 было поставлено на государственную охрану. Впрочем, далеко не всем революционное решение губернатора пришлось по душе. Против, в частности, выступило Свердловское отделение «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры». «Мы ничего не имеем против МУГИСО. Ведь именно это министерство демонстрирует большую открытость. Но этот орган заинтересован в первую очередь в эффективном использовании объектов для извлечения прибыли в пользу областного бюджета, а в случае с памятниками этот подход в корне неверный. Ты либо охраняешь объекты, либо используешь их — по-другому не получится», — заявил корреспонденту «URA.Ru» председатель регионального отделения ВООПИК Олег Букин. В целом же, по его мнению, с момента назначения Куйвашева к региональному минкульту, в котором работали «профессиональные, но оторванные от жизни люди», претензий стало меньше. Следующим серьезным шагом в изменении работы минкульта стало назначение нового министра — в январе 2013-го на этом посту Алексея Бадаева сменил Павел Креков — замминистра регионального минобра. Креков был креатурой Куйвашева, и это назначение вся культурная общественность Екатеринбурга восприняла с тревогой и скепсисом: мало того, что очередной «варяг» из Тюмени, так еще и далек от культуры — до назначения новый министр работал в сфере образования. «Признаться, поначалу воспринял это назначение с негативом. Однако же Павел Владимирович [Креков] проявил похвальную активность и инициативность в работе. В течение шести месяцев сам лично осмотрел все подведомственные объекты, в том числе наш музей, — сообщил „URA.Ru“ Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств. — С Крековым я общаюсь больше, чем с другими министрами, его предшественниками, от него чаще слышу вопросы в свой адрес». Корытин отметил также, что кадровые назначения в минкульте очень радовали музейщиков, поскольку в ведомстве работают очень компетентные в музейной сфере специалисты. Возможно, именно это обстоятельство помогло развиться министерскому проекту по организации грантов для музеев разного подчинения. Как отметил Корытин, гранты выделяют на очень важные проекты, связанные с инновационными технологиями в музеях, например, виртуальные экспозиции. Большим достижением эксперт считает решение по Эрмитажу. В сентябре 2014 года было подписано соглашение, в рамках которого в течение двух лет в Екатеринбурге должен появиться центр «Эрмитаж-Урал», городская структура, которая будет финансироваться на паритетных началах областным и муниципальным бюджетом. «Это долгожданный для нас проект, и он никогда бы не получился, если бы не личная поддержка губернатора Куйвашева, — подчеркнул Корытин.— Хочу также отметить проект по созданию музея Эрнста Неизвестного, который также появился по инициативе Куйвашева и Крекова. Появление новых музеев — это вообще большой показатель развития культуры в регионе». В целом эксперты сходятся во мнении, что гранты на развитие культуры и искусства в регионе стали ключевым достижением работы обновленного минкульта. По словам Оксаны Розум, руководителя литературно-драматической части Первоуральского театра драмы «Вариант», Свердловская область стала лидером театрального движения, обогнав даже Москву и Санкт-Петербург. «В 2014 году министерство культуры выделило гранты всем муниципальным театрам области. Для маленьких театров со скромным финансированием это стало прекрасной возможностью организовать гастрольные туры, съездить в гости друг к другу. Появилось несколько новых фестивалей: например, в августе этого года в Екатеринбурге состоится 3-й фестиваль уличных театров „Лица улиц“. Для жителей наших широт это уникальная возможность познакомиться с творчеством уличных театров», — рассказала Оксана Николаевна в интервью корреспонденту «URA.Ru». Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе минкульта, с подачи губернатора стало больше грантов для библиотек, музеев и концертных учреждений: их размер от 500 тысяч рублей до 7 миллионов рублей. Власти поддержали деньгами Екатеринбургский оперный театр и Екатеринбургский государственный театральный институт — на ремонт его учебного театра уже использовано порядка 14 миллионов рублей. Кроме того, впервые была оказана грантовая поддержка Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. В профессиональном сообществе считают, что с приходом Крекова коллективы начали гастролировать по Среднему Уралу. По поручению Евгения Куйвашева создан специальный фонд, рассчитанный главным образом на муниципальные учреждения культуры. Существенным плюсом в копилку достижений регионального минкульта эксперты считают открытие первого в России центра по работе с одаренными детьми. В сентябре начнется первый набор в Уральский хореографический колледж. В свою очередь, главный культуртрегер Екатеринбурга, директор Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова отмечает всестороннюю поддержку минкульта Уральской индустриальной биеннале. «Благодаря нашей содержательной работе в рамках третьей биеннале, в этом году мы можем сотрудничать с такими крупными партнерами, как Государственная Третьяковская галерея, и расширять программу резиденций биеннале до таких отдаленных городов Свердловской области, как Арти, Ирбит и Калач. Правительство Свердловской области и администрация губернатора выступают соучредителями биеннале, и один из главных результатов последних лет, по моему мнению, — это то, что биеннале стала органичной частью бренда Урала и его современной культуры», — сообщила Прудникова «URA.Ru». Впрочем, ложка дегтя в работе минкульта тоже имеется. Как и прежде, далеко не все учреждения культуры могут рассчитывать на поддержку ведомства. По мнению руководителя Первоуральского народного академического хора «Сольвейг» Елены Шестаковой, небольшие творческие коллективы, особенно за пределами Екатеринбурга, зачастую могут надеяться только на себя и лояльность муниципалитета. «У нас люди тратят собственные средства на содержание коллектива — на бензин, на оргтехнику, на уборку помещения, не говоря уже о выездах. Для чего нужно министерство, если оно никак не контролирует то, что происходит в муниципалитетах? — возмущается Шестакова. — А муниципальному хозяйству, конечно же, не до культуры. Ездили мы, например, в Верхотурье на фестиваль, деньги на транспорт искали самостоятельно. Нет у муниципалитета денег на автобус до Верхотурья и обратно. Якобы мы превысили лимит, заложенный на фестиваль, который недавно состоялся. А это ложь, потому что муниципалитет нам оплатил только аренду зала. Какой лимит? Никто его не видел. Наш хор — лауреат 14 международных конкурсов, а кроме зарплаты руководителю — ни-че-го!» Бывший ректор Екатеринбургской академии современного искусства Сергей Кропотов также отметил, что культурная деятельность в сельской местности по-прежнему развивается слабо. При росте количества концертов и спектаклей сохранилась тенденция снижения количества мероприятий, проведенных театрами и концертными организациями на сельских и отдаленных территориях. Впрочем, это проблема системная и в первую очередь должна решаться федеральными Минкультом, считает эксперт. «URA.Ru» продолжит проект в ближайшее время. Следите за публикациями.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...