Алексей Кудрин взялся перекраивать власть в городах

Товарищ президента уверен, пора масштабной реформы по типу Козака: "Как в Екатеринбурге быть не должно"

© Служба новостей «URA.RU»
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Доклад «Перестройка: проект для будущего». Москва, кудрин алексей, гонтмахер евгений
Первую "путинскую" реформу муниципальной власти разрабатывал Дмитрий Козак. Два года назад была попытка столь же масштабной "перенарезки" власти, но она натолкнулась на протест территорий. Теперь за дело берется Алексей Кудрин (слева) Фото:

Алексей Кудрин предлагает систематизировать правила управления всеми российскими городами и районами. Эксперты уже признали муниципальную власть самой реформируемой отраслью — различные полномочия и запреты разбросаны по сотням законов. Первую масштабную реформу этого уровня, написанную Дмитрием Козаком, теперь называют не реализованной до конца. Проект, выдвинутый два года назад администрацией президента, вызвал сопротивление на местах. Комитет гражданских инициатив выдвигает свой: в основе его математика и уверенность, что хуже, чем в Екатеринбурге, быть не может. Какие новые должности будут введены в городах и что получат губернаторы — за несколько часов до презентации доклада можно прочитать на «URA.Ru».

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина (КГИ) совместно с Европейским клубом экспертов местного самоуправления (ЕКЭМСУ) разработал проект закона «Основы законодательства о местном самоуправлении». За полгода общественникам удалось собрать все положения о МСУ, разбросанные по двумстам отраслевым законам. Документ включает в себя шесть готовых разделов и затрагивает экономические, территориальные, организационные основы. Помимо этого, в нем четко обозначены компетенции местной власти и участие граждан в местном самоуправлении. По сути, авторы взяли чистый лист и на нем заново сформулировали принципы организации власти на местах, ограничивая себя только базовым законодательством Российской Федерации и пониманием задач, которые перед этим уровнем власти ставит федеральное руководство.

По словам разработчиков, необходимость создания подобного документа назрела давно. Нынешнее законодательство противоречиво и не дает местному самоуправлению развиваться. Возможности прямого участия жителей крайне ограничены, прямые формы демократии пришли в упадок, а автономии от государственной власти у муниципалитетов практически никакой. Авторы проекта уверены, что изменить ситуацию путем поправок сегодня невозможно — для возрождения местного самоуправления необходимы принципиальные изменения.

Обсуждение результатов исследования предварительных итогов партийной реформы 2012–2014гг. Москва, максимов андрей
Андрей Максимов — один из авторов Комитета гражданских инициатив. Он убежден, в Екатеринбурге реализована самая далекая от нужной система власти. Фото: Антон Белицкий © URA.Ru

«Это непосредственная активность жителей, нормальная законодательная база, создающая условия для развития, а не свертывания этого института, и финансово-экономическая база местного самоуправления», — считает эксперт КГИ Андрей Максимов.

Для наведения порядка в сфере МСУ эксперты предлагают два варианта решения. Первый — кодифицировать законодательство и расписать все нормы в формате муниципального кодекса. Второй путь предусматривает формат «Основ законодательства местного самоуправления», где расписаны все принципы и гарантии и в то же время за субъектами и муниципалитетами остается широкое поле вариативности.

Эксперты предлагают расширить перечень вариантов структуры органов местного самоуправления и, помимо моделей «сильного мэра», который избирается на конкурсной основе, и «сити-менеджера», ввести коллегиальный исполком или магистрат.

В случае, если город разделен на районы, главы муниципалитетов не должны проникать в систему их управления.

Утро. Физкультура на набережной. обвалившийся потолок. администрация, администрация екатеринбурга, мэрия, городские куранты, часы на башне
Власть в Екатеринбурге стала негативным примером для всей страны. Фото: Александр Мамаев © URA.Ru

Эксперты счиают, что должна быть исключена модель, применяемая в Екатеринбурге, когда глава избирается населением напрямую, но при этом возглавляет представительный орган, а не местную администрацию. «Мы считаем, что факт избрания главы напрямую населением, должен быть главным основанием для того, чтобы он возглавлял администрацию. Когда жители выбирают мэра, они уверены, что человек, который руководит муниципалитетом, обладает административными и финансовыми рычагами. Если оказывается, что он просто царствует, а не правит, председательствует на заседаниях, но ничего не может сделать на практике, это технология «манипулирования голосами избирателей», — уточняют эксперты.

Отдельно эксперты разобрали вопрос, связанный с присвоением населенному пункту статуса поселка городского типа и получения им права на местное самоуправление. В частности, пригородом должен называться населенный пункт с численностью населения от 10 тыс. человек, находящийся от административного центра на расстоянии свыше 25 км.

В настоящее время подготовлены рабочие версии шести глав документа. Планируется, что к его общественному продвижению и лоббированию во властных кабинетах разработчики приступят не раньше осени. Впрочем, уже сейчас авторы признаются, что шансы на его принятие невелики.

По словам Андрея Максимова, сегодня всех устраивает жесткая вертикаль власти: ситуация, в которой губернаторы полностью подчинены федеральному центру и «координируют» работу мэров, а мэры, в свою очередь, полностью встроены в систему региональной исполнительной власти. Однако авторы «Основ» не исключают, что в перспективе нескольких лет ситуация может измениться.

«Сегодня у губернаторов все ключи от управления ситуацией на местах — это потенциально опасно для федеральной власти. Мы помним, как было в конце 90-х, когда главы регионов были уже выбраны: они контролировали местное самоуправление, получали для этого финансовые, законодательные рычаги, административные возможности. Это вылилось в то, что губернаторы стали давить на федеральный центр, потому что система власти была крайне несбалансированной», — объясняет, в чем корень проблемы, Максимов.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Алексей Кудрин предлагает систематизировать правила управления всеми российскими городами и районами. Эксперты уже признали муниципальную власть самой реформируемой отраслью — различные полномочия и запреты разбросаны по сотням законов. Первую масштабную реформу этого уровня, написанную Дмитрием Козаком, теперь называют не реализованной до конца. Проект, выдвинутый два года назад администрацией президента, вызвал сопротивление на местах. Комитет гражданских инициатив выдвигает свой: в основе его математика и уверенность, что хуже, чем в Екатеринбурге, быть не может. Какие новые должности будут введены в городах и что получат губернаторы — за несколько часов до презентации доклада можно прочитать на «URA.Ru». Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина (КГИ) совместно с Европейским клубом экспертов местного самоуправления (ЕКЭМСУ) разработал проект закона «Основы законодательства о местном самоуправлении». За полгода общественникам удалось собрать все положения о МСУ, разбросанные по двумстам отраслевым законам. Документ включает в себя шесть готовых разделов и затрагивает экономические, территориальные, организационные основы. Помимо этого, в нем четко обозначены компетенции местной власти и участие граждан в местном самоуправлении. По сути, авторы взяли чистый лист и на нем заново сформулировали принципы организации власти на местах, ограничивая себя только базовым законодательством Российской Федерации и пониманием задач, которые перед этим уровнем власти ставит федеральное руководство. По словам разработчиков, необходимость создания подобного документа назрела давно. Нынешнее законодательство противоречиво и не дает местному самоуправлению развиваться. Возможности прямого участия жителей крайне ограничены, прямые формы демократии пришли в упадок, а автономии от государственной власти у муниципалитетов практически никакой. Авторы проекта уверены, что изменить ситуацию путем поправок сегодня невозможно — для возрождения местного самоуправления необходимы принципиальные изменения. «Это непосредственная активность жителей, нормальная законодательная база, создающая условия для развития, а не свертывания этого института, и финансово-экономическая база местного самоуправления», — считает эксперт КГИ Андрей Максимов. Для наведения порядка в сфере МСУ эксперты предлагают два варианта решения. Первый — кодифицировать законодательство и расписать все нормы в формате муниципального кодекса. Второй путь предусматривает формат «Основ законодательства местного самоуправления», где расписаны все принципы и гарантии и в то же время за субъектами и муниципалитетами остается широкое поле вариативности. Эксперты предлагают расширить перечень вариантов структуры органов местного самоуправления и, помимо моделей «сильного мэра», который избирается на конкурсной основе, и «сити-менеджера», ввести коллегиальный исполком или магистрат. В случае, если город разделен на районы, главы муниципалитетов не должны проникать в систему их управления. Эксперты счиают, что должна быть исключена модель, применяемая в Екатеринбурге, когда глава избирается населением напрямую, но при этом возглавляет представительный орган, а не местную администрацию. «Мы считаем, что факт избрания главы напрямую населением, должен быть главным основанием для того, чтобы он возглавлял администрацию. Когда жители выбирают мэра, они уверены, что человек, который руководит муниципалитетом, обладает административными и финансовыми рычагами. Если оказывается, что он просто царствует, а не правит, председательствует на заседаниях, но ничего не может сделать на практике, это технология «манипулирования голосами избирателей», — уточняют эксперты. Отдельно эксперты разобрали вопрос, связанный с присвоением населенному пункту статуса поселка городского типа и получения им права на местное самоуправление. В частности, пригородом должен называться населенный пункт с численностью населения от 10 тыс. человек, находящийся от административного центра на расстоянии свыше 25 км. В настоящее время подготовлены рабочие версии шести глав документа. Планируется, что к его общественному продвижению и лоббированию во властных кабинетах разработчики приступят не раньше осени. Впрочем, уже сейчас авторы признаются, что шансы на его принятие невелики. По словам Андрея Максимова, сегодня всех устраивает жесткая вертикаль власти: ситуация, в которой губернаторы полностью подчинены федеральному центру и «координируют» работу мэров, а мэры, в свою очередь, полностью встроены в систему региональной исполнительной власти. Однако авторы «Основ» не исключают, что в перспективе нескольких лет ситуация может измениться. «Сегодня у губернаторов все ключи от управления ситуацией на местах — это потенциально опасно для федеральной власти. Мы помним, как было в конце 90-х, когда главы регионов были уже выбраны: они контролировали местное самоуправление, получали для этого финансовые, законодательные рычаги, административные возможности. Это вылилось в то, что губернаторы стали давить на федеральный центр, потому что система власти была крайне несбалансированной», — объясняет, в чем корень проблемы, Максимов.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...