28 марта 2024

«Во власть в Новом Уренгое может пойти любой неуч»

Выборы главы города в газовой столице Ямала могут стать поводом для судебного дела. Город лишают права определять профессионализм будущего мэра

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Клипарт. Магнитогорск, знак запрета, монумент тыл фронту
Пойти на выборы мэра Нового Уренгоя сможет даже безработный. В правительстве это зовут "дефектом" Фото:

В крупнейшем городе Ямала депутатам дали по рукам за излишнюю самостоятельность. Народные избранники попробовали определить требования к будущему главе города, который появится у них уже этой осенью. Но получили отказ. Возник вопрос: чем будут руководствоваться несколько человек при назначении мэра и кто сможет претендовать на этот статус. Специалисты советуют депутатам идти в суд, чтобы отстоять свое право на компетентного градоначальника. А в правительстве замечают: времени на споры и конфликты уже не осталось. Подробности — в материале «URA.Ru».

Ямальские города столкнулись с первыми проблемами при переходе на новую систему управления. Депутаты не имеют права прописать требования к будущему главе города. Это стало неожиданностью для Гордумы Нового Уренгоя, которая вносила поправки в устав города для введения должности единоличного главы.

Напомним, желающие стать мэром Нового Уренгоя должны будут подать заявки в конкурсную комиссию. Три человека из нее — это представители Думы, еще три — губернатора ЯНАО. Затем фамилии тех, кого одобрит комиссия, внесут в Гордуму. Окончательный выбор сделают депутаты. В качестве требований к кандидатам на пост главы города депутаты Нового Уренгоя установили профессиональный опыт: либо на госслужбе, либо на руководящих должностях.

Однако ямальский Минюст отказался регистрировать устав города с этими критериями. Формулировка отказа: норма признана содержащей завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.

Парламентариям Нового Уренгоя пришлось согласиться и отправить в Минюст новый устав без требований к кандидатам на пост мэра. Напомним, уже в сентябре Гордуме предстоит утвердить нового главу города.

Новый Уренгой, новый уренгой
В обновленном уставе Нового Уренгоя практически нет требований к главе города. Это значит, что претендовать на это место может любой неуч Фото: Александр Ельчищев

Сегодня в управлении Минюста ЯНАО отказались комментировать свою позицию, отметив, что у них на регистрации устав Нового Уренгоя в новой редакции и что депутаты не возражали и внесли поправки. Неофициально там добавляют: на местах согласно 131 ФЗ могут определять только порядок проведения конкурса среди желающих стать главой города и не более.

При этом в департаменте внутренней политики ЯНАО отмечают: аргументом для юристов ведомства было выборное законодательство. По аналогии с прямыми выборами, в которых принимать участие может любой человек, Минюст не стал ограничивать и потенциальных кандидатов на должность мэров.

В Новом Уренгое объясняют — корректировки пришлось внести, однако это не значит, что все парламентарии считают такое положение дел правильным. Глава города Игорь Подовжний отмечает: механизм новой «одноглавой» системы еще не отлажен.

В итоге без четко прописанных требований вся ответственность ляжет на конкурсную комиссию.

«Исчезла система сити-менеджеров, которая была ошибочной. Также и эта схема может исчезнуть. Конечно, это нездоровая ситуация, когда мы не можем определить требования к главе города и может прийти любой некомпетентный человек. Тут можно провести аналогию с торгами: мы не смотрим, кто участвует в торгах — есть ли у него техника, персонал, выплачена ли компанией зарплата. Тут только один выход: если заявятся несколько кандидатов, часть из которых будут некомпетентны, то решать придется уже комиссии. Если закон не действует, то будет действовать здравый смысл членов комиссии», — заключает глава города. Он добавляет: на его взгляд, оптимальной системой являются прямые выборы мэра. Однако, напомним, их отменили во всех городах ЯНАО.

В департаменте внутренней политики ЯНАО, который курирует переход на новую систему, считают, что муниципалы имеют право диктовать свои правила.

Там отмечают — это сделает прозрачнее выбор комиссии, и называют решение Минюста «юридическим дефектом».

«Прямая норма в федеральном законодательстве, предъявляющая квалификационные требования к главам муниципальных образований, отсутствует. При этом Думы городских округов и муниципальных районов могут вводить такие требования. Такая практика существует: уставы муниципальных образований предъявляют подобные ограничения — устанавливают, например, возрастной ценз, ценз оседлости и трудовой опыт на территории, наличие высшего образования. Грань между инструментами поиска наиболее эффективного управленца и дискриминационными ограничениями тонкая, поэтому правильно, что такие критерии устанавливаются в уставах и после общественных обсуждений. Регламентация критериев позволяет сузить возможность проявления волюнтаризма со стороны конкурсной комиссии», — поясняет замдиректора департамента внутренней политики Алексей Ардышев.

Действующий глава Нового Уренгоя полагает, что отсеивать недостойных на пост мэра будет комиссия фото — официальный сайт Гордумы Нового Уренгоя

Югорский политолог, кандидат юридических наук Павел Манченко дает более жесткую оценку ситуации и советует депутатам идти в суд. И добавляет, что структурные подразделения Минюста на территории ЯНАО далеки от статуса представительств федеральных органов власти. «Фактически это подразделения исполнительной власти субъекта, во всем от нее зависимые», — заявляет Манченко.. Кроме того, он обращает внимание на формулировку отказа управления Минюста по ЯНАО (который приведен на сайте Думы Нового Уренгоя). «Подразделение не сослалось ни на одну из норм Конституции или федерального законодательства в своем решении. Более того, сам факт использования термина „завышенные“ указывает, что управление не считает, что таковых требований вообще не должно быть», — добавляет он.

Манченко поясняет: вероятнее всего, управление Минюста считает, что к должности главы города/главы администрации необходимо применить требования как к представителю группы высших должностных лиц, что достаточно спорно.

«Управление не вправе запрещать представительным органам муниципалитетов выдвигать подобные требования к кандидатам на пост главы. Вся власть на местном уровне находится в руках органов местного самоуправления, это прописано соответствующим законом. К тому же сами по себе квалификационные требования к главе, очевидно, обоснованны и законны. Считаю, депутатам Нового Уренгоя имеет смысл набраться решимости и обратиться в судебную инстанцию с требованием отменить решение управления Минюста», — заключает эксперт.

Интересно, что в других регионах депутаты могут установить критерии для кандидатов на пост главы города. Не исключено, что и в ЯНАО через какое-то время будет применена эта практика.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Хотите быть в курсе всех главных новостей ЯНАО? Подписывайтесь на telegram-канал «Округ белых ночей»!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку.
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В крупнейшем городе Ямала депутатам дали по рукам за излишнюю самостоятельность. Народные избранники попробовали определить требования к будущему главе города, который появится у них уже этой осенью. Но получили отказ. Возник вопрос: чем будут руководствоваться несколько человек при назначении мэра и кто сможет претендовать на этот статус. Специалисты советуют депутатам идти в суд, чтобы отстоять свое право на компетентного градоначальника. А в правительстве замечают: времени на споры и конфликты уже не осталось. Подробности — в материале «URA.Ru». Ямальские города столкнулись с первыми проблемами при переходе на новую систему управления. Депутаты не имеют права прописать требования к будущему главе города. Это стало неожиданностью для Гордумы Нового Уренгоя, которая вносила поправки в устав города для введения должности единоличного главы. Напомним, желающие стать мэром Нового Уренгоя должны будут подать заявки в конкурсную комиссию. Три человека из нее — это представители Думы, еще три — губернатора ЯНАО. Затем фамилии тех, кого одобрит комиссия, внесут в Гордуму. Окончательный выбор сделают депутаты. В качестве требований к кандидатам на пост главы города депутаты Нового Уренгоя установили профессиональный опыт: либо на госслужбе, либо на руководящих должностях. Однако ямальский Минюст отказался регистрировать устав города с этими критериями. Формулировка отказа: норма признана содержащей завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права. Парламентариям Нового Уренгоя пришлось согласиться и отправить в Минюст новый устав без требований к кандидатам на пост мэра. Напомним, уже в сентябре Гордуме предстоит утвердить нового главу города. Сегодня в управлении Минюста ЯНАО отказались комментировать свою позицию, отметив, что у них на регистрации устав Нового Уренгоя в новой редакции и что депутаты не возражали и внесли поправки. Неофициально там добавляют: на местах согласно 131 ФЗ могут определять только порядок проведения конкурса среди желающих стать главой города и не более. При этом в департаменте внутренней политики ЯНАО отмечают: аргументом для юристов ведомства было выборное законодательство. По аналогии с прямыми выборами, в которых принимать участие может любой человек, Минюст не стал ограничивать и потенциальных кандидатов на должность мэров. В Новом Уренгое объясняют — корректировки пришлось внести, однако это не значит, что все парламентарии считают такое положение дел правильным. Глава города Игорь Подовжний отмечает: механизм новой «одноглавой» системы еще не отлажен. В итоге без четко прописанных требований вся ответственность ляжет на конкурсную комиссию. «Исчезла система сити-менеджеров, которая была ошибочной. Также и эта схема может исчезнуть. Конечно, это нездоровая ситуация, когда мы не можем определить требования к главе города и может прийти любой некомпетентный человек. Тут можно провести аналогию с торгами: мы не смотрим, кто участвует в торгах — есть ли у него техника, персонал, выплачена ли компанией зарплата. Тут только один выход: если заявятся несколько кандидатов, часть из которых будут некомпетентны, то решать придется уже комиссии. Если закон не действует, то будет действовать здравый смысл членов комиссии», — заключает глава города. Он добавляет: на его взгляд, оптимальной системой являются прямые выборы мэра. Однако, напомним, их отменили во всех городах ЯНАО. В департаменте внутренней политики ЯНАО, который курирует переход на новую систему, считают, что муниципалы имеют право диктовать свои правила. Там отмечают — это сделает прозрачнее выбор комиссии, и называют решение Минюста «юридическим дефектом». «Прямая норма в федеральном законодательстве, предъявляющая квалификационные требования к главам муниципальных образований, отсутствует. При этом Думы городских округов и муниципальных районов могут вводить такие требования. Такая практика существует: уставы муниципальных образований предъявляют подобные ограничения — устанавливают, например, возрастной ценз, ценз оседлости и трудовой опыт на территории, наличие высшего образования. Грань между инструментами поиска наиболее эффективного управленца и дискриминационными ограничениями тонкая, поэтому правильно, что такие критерии устанавливаются в уставах и после общественных обсуждений. Регламентация критериев позволяет сузить возможность проявления волюнтаризма со стороны конкурсной комиссии», — поясняет замдиректора департамента внутренней политики Алексей Ардышев. Югорский политолог, кандидат юридических наук Павел Манченко дает более жесткую оценку ситуации и советует депутатам идти в суд. И добавляет, что структурные подразделения Минюста на территории ЯНАО далеки от статуса представительств федеральных органов власти. «Фактически это подразделения исполнительной власти субъекта, во всем от нее зависимые», — заявляет Манченко.. Кроме того, он обращает внимание на формулировку отказа управления Минюста по ЯНАО (который приведен на сайте Думы Нового Уренгоя). «Подразделение не сослалось ни на одну из норм Конституции или федерального законодательства в своем решении. Более того, сам факт использования термина „завышенные“ указывает, что управление не считает, что таковых требований вообще не должно быть», — добавляет он. Манченко поясняет: вероятнее всего, управление Минюста считает, что к должности главы города/главы администрации необходимо применить требования как к представителю группы высших должностных лиц, что достаточно спорно. «Управление не вправе запрещать представительным органам муниципалитетов выдвигать подобные требования к кандидатам на пост главы. Вся власть на местном уровне находится в руках органов местного самоуправления, это прописано соответствующим законом. К тому же сами по себе квалификационные требования к главе, очевидно, обоснованны и законны. Считаю, депутатам Нового Уренгоя имеет смысл набраться решимости и обратиться в судебную инстанцию с требованием отменить решение управления Минюста», — заключает эксперт. Интересно, что в других регионах депутаты могут установить критерии для кандидатов на пост главы города. Не исключено, что и в ЯНАО через какое-то время будет применена эта практика.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...