18 апреля 2024

«Семь лет ждали квартиру, еще подождут»

Обманутых дольщиков обманут дважды. В Екатеринбурге на скандальном долгострое нашли признаки преднамеренного банкротства

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Новостройки, люди, дети. Нижневартовск., коляска, стройка
Фото:

Стройная схема по спасению обманутых дольщиков на одном из долгостроев Екатеринбурга трещит по швам. На стройке, которую не могут завершить уже семь лет, выявлены признаки преднамеренного банкротства. Выведение земли, вексельные схемы, доводящие судей до обморока попытки избавиться от дольщиков — катастрофа лишь одного из объектов. Эксперты говорят о том, что механизм банкротства застройщиков не только дает сбои, но и генерирует правовые риски. Подробности — в материале «URA.Ru».

Сроки введения жилого комплекса на Библиотечной могут быть в очередной раз сорваны. Временный управляющий ЗАО «ВОЮР» Алексей Копылов пришел к выводу о преднамеренном банкротстве застройщика. По данным источника «URA.Ru», соответствующий отчет передан в суд. По сведениям источников, в дальнейшем управляющий не намерен заниматься банкротством организации, поскольку юридические риски в процессе зашкаливают. От комментариев г-н Копылов отказался.

Напомним, что ЗАО «ВОЮР» начало эту стройку еще в 2007 году на земле общей площадью 32 тыс. кв.м, где предполагалось построить не менее 70 тыс. квадратных метров жилья. На участке планировалось возвести двухсекционный жилой дом (по 18 этажей и 24) для 200 дольщиков. В конце 2013 года «ВОЮР» подтвердил, что не сможет закончить проект. После вмешательства областных властей был привлечен сторонний инвестор, ООО «Виктория Инвест» (подразделение девелоперской группы компаний «Виктория», принадлежащей Борису Шварцу). Компания начала строить на земельном участке по соседству с домом пострадавших дольщиков собственный жилой комплекс «Базилик». На средства, привлеченные от продажи квартир в этом комплексе, предполагалось достроить жилье для пострадавших дольщиков.

 

Чтобы войти в проект, в феврале прошлого года 100 % акций ЗАО «ВОЮР» ровно за десять рублей было продано некому Андрею Соболевскому — считается, что это один из водителей Бориса Шварца. А в мае прошлого года был заключен договор субаренды на весь земельный участок, кадастровой стоимостью 345,7 млн рублей. До конца первого квартала 2015 года «Виктория Инвест» должна была перечислить «ВОЮР» 200 млн рублей арендных платежей четырьмя траншами, но этого сделано не было.

Подконтрольный Шварцу «ВОЮР» в ноябре прошлого года попросил признать себя банкротом. По решению свердловского арбитража, в марте 2015 года была введена процедура наблюдения с применением правил банкротства застройщиков. При подаче заявления ЗАО «ВОЮР» скрыло факт наличия задолженности «Виктория Инвест» на эти 200 млн рублей.

Далее предприятия, связанные с Шварцем, начали включаться в состав кредиторов «ВОЮР» по разным основаниям: поручительство, заемные обязательства, выполнение работ. Сам Шварц приобрел в недостроенном доме офисы на сумму порядка 47 млн рублей, расплатившись векселями «Виктория Инвест». Его дочь — Евгения Шварц — также в обмен на векселя приобрела там квартиру.

Все это время, с момента получения Шварцем контроля над застройщиком-банкротом, «ВОЮР» пытается по максимуму сократить обязательства перед дольщиками. По состоянию на 1 ноября прошлого года общая сумма требований кредиторов превысила 56,5 млн рублей, из которых основная часть — именно дольщики.

«ВОЮР» начал оспаривать каждую квартиру, из-за чего суд оказался перегружен. «Судьи просто в шоке от этой ситуации. Суд рассмотрел около 200 обособленных споров. По каждому из дольщиков должно быть вынесено отдельное решение. По постановлению пленума они обязаны проверять достаточность документов по каждому объекту. С документами не у всех физиков в порядке — где-то приходников не хватает», — говорит собеседник. По данным источника, возникла ситуация, когда судья чуть ли не падала от переутомления в обморок. Свердловский арбитраж вынужден был прибегнуть к беспрецедентному решению и назначить семь судей вместо одного.

Совещание по обманутым дольщикам в резиденции губернатора СО. Екатеринбург, шварц борис
Говорят, что Борис Шварц вошел в проект на крайне выгодных условиях и у него были конкуренты Фото: Владимир Жабриков

 

Как рассказал «URA.Ru» юрист Тимофей Языков (представлял интересы порядка 60 человек), суд подтвердил права всех его заявителей. Еще 23 квартиры считаются спорными — по ним поданы апелляционные жалобы. Речь идет об агентстве недвижимости «МАН», которое входило в самом начале строительного проекта как инвестор, и строительной компании «СУ-6», которая строила жилье и получила несколько квартир за работу.

Так называемых «бартерных» квартир на стройке было немало — за квадратные метры несколько организаций возводили на объекте фасад, кровлю и сантехнику. Чтобы получить хоть какие-то деньги на зарплату, они продавали свои квадраты с дисконтом, а сейчас все столкнулись с одними и теми же проблемами: «Виктория Инвест» оспаривает эти сделки в рамках банкротства.

«Наш подрядчик пришел на объект в 2006 году. Начали работать без оплаты за свои деньги. Сделали нулевой цикл, фундамент на 20 млн рублей. С нами не рассчитывались, и мы ушли со стройки. Вернулись через 1,5 года по просьбам и от городской администрации, и областных властей. Сделали коробку, стены, ограждения балконов и лоджий. Заработали денег, из которых только 5 % деньгами получили. Остальное — квадратными метрами. Продали их. А сейчас „Виктория“ все сделки оспаривает. Только у нас судов штук 40 было», — говорит гендиректор СУ-6 Александр Малышев.

«Вообще „Виктории Инвест“ повезло очень. Было много желающих забрать эту площадку, потому что там фантастически выгодные условия — на завершение работ по примерным подсчетам нужно было что-то около 80 млн рублей. Там надо было только доделать чистовую отделку, теплотрассу, воду. И при этом компания получает земельный участок. Если вы на аукционе такой поищете, то минимум 5 тыс.кв. за метр нужно выложить. То есть не менее 350 млн рублей», — говорит Малышев.

Представитель компании «СМПК» (объем их требований составляет 6 млн рублей) также считает, что «Виктория Инвест» вошла в проект ради этого участка, где можно построить 3-5 высоток. И именно по этой причине застройщик сейчас затягивает процесс наблюдения.

 

«Компания-инвестор не справляется не потому, что так получилось, а потому, что так было задумано. Я полагаю, что Шварц с самого начала знал, как будет складываться ситуация. Сейчас идет основная борьба за то, чтобы признать недействительной сделку по субаренде и вернуть имущество в конкурсную массу. Поэтому Шварц затягивает наблюдение, чтобы не допустить переход банкротства в конкурс. Не думаю, что в сентябре объект будет сдан, потому что там еще далеко до полной готовности», — говорит представитель СМПК. Адвокат Павел Бабиков считает, что дольщикам рано расслабляться, поскольку закон о несостоятельности позволяет обратиться с заявлением в суд и оспорить все совершенные сделки.

Представители строительных компаний не понимают позицию власти. «Когда нужно было достроить, они одобряли нашу работу и просили не бросать. Из города Крицкий приходил, из области — Нисковских. Мы помогали, в итоге сейчас разбираемся сами, и никому эта ситуация не интересна», — говорит Малышев. К бывшему замминистра строительства Дмитрию Нисковских, который курировал дольщиков, особая претензия. Среди дольщиков обсуждается, что молодой чиновник лично привел Шварца на проект, но не смог его контролировать.

Участники процесса, опрошенные «URA.Ru», полагают, что спустя несколько лет можно признать — схема решения проблем обманутых дольщиков не работает. «В реальности происходит следующее — инвестор годами объект не вводит и фактически приходит ради участка. Но при этом генерирует на объекте такое количество скандалов, споров, судебных процессов, сомнительных сделок, что разбираться с этим должна прокуратура. Власти в эти споры больше не лезут, и сегодня застройщики понимают, что включаться в такие стройки нельзя», — говорит один из застройщиков Екатеринбурга.

В Свердловской области схема, реализованная на Библиотечной, применялась на нескольких участках. Аналогичным образом в проект с обманутыми дольщиками заходила «Корпорация Маяк», которая обязалась завершить работы за счет кредита от САИЖК (870 млн руб.). В итоге первый дом «Маяк» ввел в эксплуатацию в начале 2014 года, в здании поселились 65 семей обманутых дольщиков.

Как сообщил «URA.Ru» министр строительства Свердловской области Сергей Бидонько, по состоянию на начало текущего года в реестр включено 11 объектов с дольщиками. Введен один дом на Фрезеровщиков-Космонавтов, где квартиры получил 21 дольщик. В августе ожидается решение по трем объектам. «Схемы могут быть разные, но вариантов привлечения инвесторов немного — там, где есть недострой, предприятия считают экономику. Они хотят что-то заработать», — говорит Бидонько.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Хотите быть в курсе всех главных новостей Екатеринбурга и области? Подписывайтесь на telegram-канал «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил»!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Стройная схема по спасению обманутых дольщиков на одном из долгостроев Екатеринбурга трещит по швам. На стройке, которую не могут завершить уже семь лет, выявлены признаки преднамеренного банкротства. Выведение земли, вексельные схемы, доводящие судей до обморока попытки избавиться от дольщиков — катастрофа лишь одного из объектов. Эксперты говорят о том, что механизм банкротства застройщиков не только дает сбои, но и генерирует правовые риски. Подробности — в материале «URA.Ru». Сроки введения жилого комплекса на Библиотечной могут быть в очередной раз сорваны. Временный управляющий ЗАО «ВОЮР» Алексей Копылов пришел к выводу о преднамеренном банкротстве застройщика. По данным источника «URA.Ru», соответствующий отчет передан в суд. По сведениям источников, в дальнейшем управляющий не намерен заниматься банкротством организации, поскольку юридические риски в процессе зашкаливают. От комментариев г-н Копылов отказался. Напомним, что ЗАО «ВОЮР» начало эту стройку еще в 2007 году на земле общей площадью 32 тыс. кв.м, где предполагалось построить не менее 70 тыс. квадратных метров жилья. На участке планировалось возвести двухсекционный жилой дом (по 18 этажей и 24) для 200 дольщиков. В конце 2013 года «ВОЮР» подтвердил, что не сможет закончить проект. После вмешательства областных властей был привлечен сторонний инвестор, ООО «Виктория Инвест» (подразделение девелоперской группы компаний «Виктория», принадлежащей Борису Шварцу). Компания начала строить на земельном участке по соседству с домом пострадавших дольщиков собственный жилой комплекс «Базилик». На средства, привлеченные от продажи квартир в этом комплексе, предполагалось достроить жилье для пострадавших дольщиков.   Чтобы войти в проект, в феврале прошлого года 100 % акций ЗАО «ВОЮР» ровно за десять рублей было продано некому Андрею Соболевскому — считается, что это один из водителей Бориса Шварца. А в мае прошлого года был заключен договор субаренды на весь земельный участок, кадастровой стоимостью 345,7 млн рублей. До конца первого квартала 2015 года «Виктория Инвест» должна была перечислить «ВОЮР» 200 млн рублей арендных платежей четырьмя траншами, но этого сделано не было. Подконтрольный Шварцу «ВОЮР» в ноябре прошлого года попросил признать себя банкротом. По решению свердловского арбитража, в марте 2015 года была введена процедура наблюдения с применением правил банкротства застройщиков. При подаче заявления ЗАО «ВОЮР» скрыло факт наличия задолженности «Виктория Инвест» на эти 200 млн рублей. Далее предприятия, связанные с Шварцем, начали включаться в состав кредиторов «ВОЮР» по разным основаниям: поручительство, заемные обязательства, выполнение работ. Сам Шварц приобрел в недостроенном доме офисы на сумму порядка 47 млн рублей, расплатившись векселями «Виктория Инвест». Его дочь — Евгения Шварц — также в обмен на векселя приобрела там квартиру. Все это время, с момента получения Шварцем контроля над застройщиком-банкротом, «ВОЮР» пытается по максимуму сократить обязательства перед дольщиками. По состоянию на 1 ноября прошлого года общая сумма требований кредиторов превысила 56,5 млн рублей, из которых основная часть — именно дольщики. «ВОЮР» начал оспаривать каждую квартиру, из-за чего суд оказался перегружен. «Судьи просто в шоке от этой ситуации. Суд рассмотрел около 200 обособленных споров. По каждому из дольщиков должно быть вынесено отдельное решение. По постановлению пленума они обязаны проверять достаточность документов по каждому объекту. С документами не у всех физиков в порядке — где-то приходников не хватает», — говорит собеседник. По данным источника, возникла ситуация, когда судья чуть ли не падала от переутомления в обморок. Свердловский арбитраж вынужден был прибегнуть к беспрецедентному решению и назначить семь судей вместо одного.   Как рассказал «URA.Ru» юрист Тимофей Языков (представлял интересы порядка 60 человек), суд подтвердил права всех его заявителей. Еще 23 квартиры считаются спорными — по ним поданы апелляционные жалобы. Речь идет об агентстве недвижимости «МАН», которое входило в самом начале строительного проекта как инвестор, и строительной компании «СУ-6», которая строила жилье и получила несколько квартир за работу. Так называемых «бартерных» квартир на стройке было немало — за квадратные метры несколько организаций возводили на объекте фасад, кровлю и сантехнику. Чтобы получить хоть какие-то деньги на зарплату, они продавали свои квадраты с дисконтом, а сейчас все столкнулись с одними и теми же проблемами: «Виктория Инвест» оспаривает эти сделки в рамках банкротства. «Наш подрядчик пришел на объект в 2006 году. Начали работать без оплаты за свои деньги. Сделали нулевой цикл, фундамент на 20 млн рублей. С нами не рассчитывались, и мы ушли со стройки. Вернулись через 1,5 года по просьбам и от городской администрации, и областных властей. Сделали коробку, стены, ограждения балконов и лоджий. Заработали денег, из которых только 5 % деньгами получили. Остальное — квадратными метрами. Продали их. А сейчас „Виктория“ все сделки оспаривает. Только у нас судов штук 40 было», — говорит гендиректор СУ-6 Александр Малышев. «Вообще „Виктории Инвест“ повезло очень. Было много желающих забрать эту площадку, потому что там фантастически выгодные условия — на завершение работ по примерным подсчетам нужно было что-то около 80 млн рублей. Там надо было только доделать чистовую отделку, теплотрассу, воду. И при этом компания получает земельный участок. Если вы на аукционе такой поищете, то минимум 5 тыс.кв. за метр нужно выложить. То есть не менее 350 млн рублей», — говорит Малышев. Представитель компании «СМПК» (объем их требований составляет 6 млн рублей) также считает, что «Виктория Инвест» вошла в проект ради этого участка, где можно построить 3-5 высоток. И именно по этой причине застройщик сейчас затягивает процесс наблюдения.   «Компания-инвестор не справляется не потому, что так получилось, а потому, что так было задумано. Я полагаю, что Шварц с самого начала знал, как будет складываться ситуация. Сейчас идет основная борьба за то, чтобы признать недействительной сделку по субаренде и вернуть имущество в конкурсную массу. Поэтому Шварц затягивает наблюдение, чтобы не допустить переход банкротства в конкурс. Не думаю, что в сентябре объект будет сдан, потому что там еще далеко до полной готовности», — говорит представитель СМПК. Адвокат Павел Бабиков считает, что дольщикам рано расслабляться, поскольку закон о несостоятельности позволяет обратиться с заявлением в суд и оспорить все совершенные сделки. Представители строительных компаний не понимают позицию власти. «Когда нужно было достроить, они одобряли нашу работу и просили не бросать. Из города Крицкий приходил, из области — Нисковских. Мы помогали, в итоге сейчас разбираемся сами, и никому эта ситуация не интересна», — говорит Малышев. К бывшему замминистра строительства Дмитрию Нисковских, который курировал дольщиков, особая претензия. Среди дольщиков обсуждается, что молодой чиновник лично привел Шварца на проект, но не смог его контролировать. Участники процесса, опрошенные «URA.Ru», полагают, что спустя несколько лет можно признать — схема решения проблем обманутых дольщиков не работает. «В реальности происходит следующее — инвестор годами объект не вводит и фактически приходит ради участка. Но при этом генерирует на объекте такое количество скандалов, споров, судебных процессов, сомнительных сделок, что разбираться с этим должна прокуратура. Власти в эти споры больше не лезут, и сегодня застройщики понимают, что включаться в такие стройки нельзя», — говорит один из застройщиков Екатеринбурга. В Свердловской области схема, реализованная на Библиотечной, применялась на нескольких участках. Аналогичным образом в проект с обманутыми дольщиками заходила «Корпорация Маяк», которая обязалась завершить работы за счет кредита от САИЖК (870 млн руб.). В итоге первый дом «Маяк» ввел в эксплуатацию в начале 2014 года, в здании поселились 65 семей обманутых дольщиков. Как сообщил «URA.Ru» министр строительства Свердловской области Сергей Бидонько, по состоянию на начало текущего года в реестр включено 11 объектов с дольщиками. Введен один дом на Фрезеровщиков-Космонавтов, где квартиры получил 21 дольщик. В августе ожидается решение по трем объектам. «Схемы могут быть разные, но вариантов привлечения инвесторов немного — там, где есть недострой, предприятия считают экономику. Они хотят что-то заработать», — говорит Бидонько.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...