23 апреля 2024

«Пора возвращаться в лихие 90-е»

Спор УГМК и чиновников заморозил главную реформу власти-2015. Экс-идеолог Свердловской области больше не может молчать. ИНТЕРВЬЮ

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Антикризисное совещание с губернатором СО. Екатеринбург, правительство свердловской области, совещание, заседание
Сборы "главных мозгов" свердловской власти находятся в режиме ожидания более шести месяцев Фото:

Главная идея начала года — ревизия власти в Свердловской области — заморожена. Сбор «лучших мозгов» Урала превратился в спор УГМК и чиновников. Заминка слишком заметная, и, чтобы не тянуть, губернатор принимает системные решения уже без рабочей группы по эффективности самоуправления, а один из ее идеологов, по слухам, не получит обещанный мандат в Заксобрание. Экс-начальник штаба губернатора Росселя и депутат облдумы Сергей Лазарев рассказал «URA.Ru», как принимаются важные решения, зачем нужно упразднить вотчину Валерия Чайникова, как реформа МСУ приводит к власти оппозицию и почему Народный фронт придумали еще в прошлом веке в Свердловской области.

Евгений Куйвашев в Алапаевске., куйвашев евгений
Губернатор Куйвашев устал следить за спорами реформаторов области. Он разбирается в системных вопросах самостоятельно, без масштабных рабочих групп Фото: Владимир Жабриков

— Сергей Михайлович, мы встречались с вами в начале года. Тогда свердловские власти анонсировали грандиозный пересмотр системы управления. Для этого создавалась рабочая группа, вы в нее входили. Но с марта о рабочей группе ничего не слышно. Что случилось?

— Рабочая группа заседала один раз — в марте. Потом, через месяц, позвонили от [премьера Дениса] Паслера: завтра будем проводить заседание. А вечером звонят — отменили заседание. Еще через месяц звонят от [первого вице-премьера Владимира] Власова: будем срочно собираться.

Меня уже, оказывается, включили в рабочую группу по повышению эффективности работы в управленческих округах. Я готовлюсь к заседанию — и снова отмена: «Перенесли. На какое число — видно будет». Больше не звонили…

— Что произошло на первом заседании?

— Думаю, в нем и была проблема. На организационном собрании обычно вырабатывают цели, задачи, порядок дальнейшей работы. А тут ни того, ни другого не было. За час выступили [вице-премьер] Яков Силин, [начальник кадрового департамента администрации губернатора] Надежда Пушина, [советник губернатора и идеолог рабочей группы] Анатолий Гайда сказал речь по делу. На обмен мнениями отводилось 20 минут, но [областной депутат]

Галина Артемьева со своей речью почти полностью его заняла. А потом они дискутировали с Паслером…

— Про «Большой Екатеринбург»?

— Точно не помню. Главное, что ни один человек из тех, кто там присутствовал (а собрались очень серьезные и уважаемые люди), не выступил. Мы так и не решили, как будем дальше работать — все решили, что потом скажут.

— Свердловская власть что-то потеряла?

— Прежде чем принимать фундаментальные решения, нужно глубоко изучить ситуацию. Например, в Екатеринбурге совершенно бездумно сломали систему управления. Не знаю, что такое предъявили [тогда мэру города Чернецкому] Аркадию Михайловичу (решение зависело от него), но в Екатеринбурге теперь «двуглавие».

Только из-за этой системы на выборах в 2013 году победил глава, которого мы имеем сегодня. Не нужно недооценивать наших избирателей — они очень умны: его бы не избрали главой администрации, отвечающим за хозяйство.

Сейчас придумали «Большой Екатеринбург». Как он будет управляться? Что из этого выйдет? Где дорожная карта? Процесс никому не понятен.

— Но разве у нас нет научных институтов, которые могут заниматься этой работой на аутсорсинге?

— Есть главный институт — действующая власть. Потому что политика — это наиболее универсальный инструмент управления. В этом состоит задача политики и политиков — чтобы организовывать управление. Привлечь ученых, практиков, депутатов.

Награждение общественных активистов в резиденции губернатора. Екатеринбург, бурков александр, чайников валерий
Такого предложения вы еще не слышали: сэкономить на бюджетах избиркомов, упразднив их в период между выборами Фото: Владимир Жабриков

— Как я вижу, системообразующие вопросы решаются — только не в рамках рабочей группы. Губернатор совещается с мэрами «Большого Екатеринбурга», управленческие округа сохраняются, с удобной муниципальной системой область тоже определилась, как и с изъятием полномочий у Екатеринбурга. Есть неохваченные вопросы?

— Существуют серьезные вопросы, которые без вдумчивого изучения не решить. В каждом муниципалитете работают на постоянной основе избирательные комиссии — представьте, какие средства тратятся на их содержание.

Раньше они устраивали политическое просвещение — бывший глава облизбиркома Владимир Мостовщиков так оправдывал эти траты. Но расскажи это в любой демократической стране (что избирком занимается политикой) — там волосы дыбом встанут. Почему не формировать комиссии исключительно на период выборов и экономить миллионы?

Я бы не утверждал, что вопрос с управленческими округами решен. Они занимаются всем понемногу, в том числе, выборы курируют…

— Была идея, что они будут курировать общественные приемные губернатора. Но ее воплощение зависло. Кстати, вы же и руководили прототипом такой сети приемных при губернаторе Росселе на выборах-1999.

— При создании приемных важно понимать, что их главная функция — не прием граждан. Мы задумывали эту сеть как площадку взаимодействия различных сил, общественное учреждение.

Потом у Росселя такую модель перенесли на федеральный уровень — получился «Народный фронт».

В 1999 году у Росселя был низкий рейтинг, мы решили вопрос таким образом. Пока люди обсуждали программы, давали власти советы, они чувствовали, что влияют на регион, они не просто попрошайки у власти, а сами влияют на процессы в обществе.

— Продолжает обсуждаться вопрос: должен ли губернатор Свердловской области возглавлять правительство или нет? Как эффективнее?

— Я считаю, что в 1994 году, когда принимался Устав Свердловской области, мы поставили точку. Попытки вернуться к этому вопросу могут приниматься лишь при необходимости пиара власти в сложный для экономики период.

— Мне кажется, вы не ответили на вопрос. Какие аргументы в пользу формулы «губернатор и председатель правительства»?

— А кто доказал, что другая лучше? Эта формула выстрадана уже 20 лет. Она всегда была эффективной. Есть исполнительная власть — правительство, есть губернатор, который представляет область и берет личную ответственность за происходящее. Кто доказал обратное? Сделал исследование? В чем недостатки нынешней системы управления? Никто не объясняет.

Интервью с Сергеем Лазаревым. Екатеринбург, лазарев сергей
Сергей Лазарев считает, что свердловская власть недостаточно аналитична в принятии решений, и готов оказать помощь Фото: Анна Майорова

Для Москвы, может быть, губернатор, возглавляющий правительство, удобнее. Но абсолютная централизация дважды в прошлом веке погубила страну. Нужно следовать тем базовым принципам, которые мы заложили в 90-е. Об этих годах говорят как о лихих. Чушь! У нас Конституция — и все законодательство оттуда. Как и финансовая система.

Еще раз говорю: есть практика, к ней надо очень бережно и осторожно относиться и перед тем, как менять, надо её изучить. Если что-то не работает, то почему? И что надо поменять, чтобы оно лучше работало? Вот и все.

— Сегодня вы много критикуете новую волну чиновников. Пожалуй, чиновники поколения Росселя были деятельнее, но откуда таким появиться сейчас?

— Они есть. Не надо убивать их политически. Есть механизмы, которые выносят этих людей на нужные должности. Они называются выборами.

— Вы в Заксобрание собираетесь?

— Кто сказал?

— Инсайдер. Якобы за ваше экспертное участие в рабочей группе вам обещан мандат. Но теперь, когда группа фактически не существует, с вашим будущим ничего не понятно.

— Со мной никто не беседовал на эту тему.

— А желание есть?

— Государственное мышление нельзя отключить: все равно думаешь о Свердловской области, стране. Но, чтобы идти во власть, нужно иметь команду единомышленников. У нас такая была. она называлась «Преображение Урала». Сейчас ее у меня нет. Я и из «Единой России» вышел, потому что «ушли» Воробьева и Росселя: у меня были обязательства лично перед ними. Без команды я не понимаю, зачем биться.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Хотите быть в курсе всех главных новостей Екатеринбурга и области? Подписывайтесь на telegram-канал «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил»!

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Главная идея начала года — ревизия власти в Свердловской области — заморожена. Сбор «лучших мозгов» Урала превратился в спор УГМК и чиновников. Заминка слишком заметная, и, чтобы не тянуть, губернатор принимает системные решения уже без рабочей группы по эффективности самоуправления, а один из ее идеологов, по слухам, не получит обещанный мандат в Заксобрание. Экс-начальник штаба губернатора Росселя и депутат облдумы Сергей Лазарев рассказал «URA.Ru», как принимаются важные решения, зачем нужно упразднить вотчину Валерия Чайникова, как реформа МСУ приводит к власти оппозицию и почему Народный фронт придумали еще в прошлом веке в Свердловской области. — Сергей Михайлович, мы встречались с вами в начале года. Тогда свердловские власти анонсировали грандиозный пересмотр системы управления. Для этого создавалась рабочая группа, вы в нее входили. Но с марта о рабочей группе ничего не слышно. Что случилось? — Рабочая группа заседала один раз — в марте. Потом, через месяц, позвонили от [премьера Дениса] Паслера: завтра будем проводить заседание. А вечером звонят — отменили заседание. Еще через месяц звонят от [первого вице-премьера Владимира] Власова: будем срочно собираться. Меня уже, оказывается, включили в рабочую группу по повышению эффективности работы в управленческих округах. Я готовлюсь к заседанию — и снова отмена: «Перенесли. На какое число — видно будет». Больше не звонили… — Что произошло на первом заседании? — Думаю, в нем и была проблема. На организационном собрании обычно вырабатывают цели, задачи, порядок дальнейшей работы. А тут ни того, ни другого не было. За час выступили [вице-премьер] Яков Силин, [начальник кадрового департамента администрации губернатора] Надежда Пушина, [советник губернатора и идеолог рабочей группы] Анатолий Гайда сказал речь по делу. На обмен мнениями отводилось 20 минут, но [областной депутат] Галина Артемьева со своей речью почти полностью его заняла. А потом они дискутировали с Паслером… — Про «Большой Екатеринбург»? — Точно не помню. Главное, что ни один человек из тех, кто там присутствовал (а собрались очень серьезные и уважаемые люди), не выступил. Мы так и не решили, как будем дальше работать — все решили, что потом скажут. — Свердловская власть что-то потеряла? — Прежде чем принимать фундаментальные решения, нужно глубоко изучить ситуацию. Например, в Екатеринбурге совершенно бездумно сломали систему управления. Не знаю, что такое предъявили [тогда мэру города Чернецкому] Аркадию Михайловичу (решение зависело от него), но в Екатеринбурге теперь «двуглавие». Только из-за этой системы на выборах в 2013 году победил глава, которого мы имеем сегодня. Не нужно недооценивать наших избирателей — они очень умны: его бы не избрали главой администрации, отвечающим за хозяйство. Сейчас придумали «Большой Екатеринбург». Как он будет управляться? Что из этого выйдет? Где дорожная карта? Процесс никому не понятен. — Но разве у нас нет научных институтов, которые могут заниматься этой работой на аутсорсинге? — Есть главный институт — действующая власть. Потому что политика — это наиболее универсальный инструмент управления. В этом состоит задача политики и политиков — чтобы организовывать управление. Привлечь ученых, практиков, депутатов. — Как я вижу, системообразующие вопросы решаются — только не в рамках рабочей группы. Губернатор совещается с мэрами «Большого Екатеринбурга», управленческие округа сохраняются, с удобной муниципальной системой область тоже определилась, как и с изъятием полномочий у Екатеринбурга. Есть неохваченные вопросы? — Существуют серьезные вопросы, которые без вдумчивого изучения не решить. В каждом муниципалитете работают на постоянной основе избирательные комиссии — представьте, какие средства тратятся на их содержание. Раньше они устраивали политическое просвещение — бывший глава облизбиркома Владимир Мостовщиков так оправдывал эти траты. Но расскажи это в любой демократической стране (что избирком занимается политикой) — там волосы дыбом встанут. Почему не формировать комиссии исключительно на период выборов и экономить миллионы? Я бы не утверждал, что вопрос с управленческими округами решен. Они занимаются всем понемногу, в том числе, выборы курируют… — Была идея, что они будут курировать общественные приемные губернатора. Но ее воплощение зависло. Кстати, вы же и руководили прототипом такой сети приемных при губернаторе Росселе на выборах-1999. — При создании приемных важно понимать, что их главная функция — не прием граждан. Мы задумывали эту сеть как площадку взаимодействия различных сил, общественное учреждение. Потом у Росселя такую модель перенесли на федеральный уровень — получился «Народный фронт». В 1999 году у Росселя был низкий рейтинг, мы решили вопрос таким образом. Пока люди обсуждали программы, давали власти советы, они чувствовали, что влияют на регион, они не просто попрошайки у власти, а сами влияют на процессы в обществе. — Продолжает обсуждаться вопрос: должен ли губернатор Свердловской области возглавлять правительство или нет? Как эффективнее? — Я считаю, что в 1994 году, когда принимался Устав Свердловской области, мы поставили точку. Попытки вернуться к этому вопросу могут приниматься лишь при необходимости пиара власти в сложный для экономики период. — Мне кажется, вы не ответили на вопрос. Какие аргументы в пользу формулы «губернатор и председатель правительства»? — А кто доказал, что другая лучше? Эта формула выстрадана уже 20 лет. Она всегда была эффективной. Есть исполнительная власть — правительство, есть губернатор, который представляет область и берет личную ответственность за происходящее. Кто доказал обратное? Сделал исследование? В чем недостатки нынешней системы управления? Никто не объясняет. Для Москвы, может быть, губернатор, возглавляющий правительство, удобнее. Но абсолютная централизация дважды в прошлом веке погубила страну. Нужно следовать тем базовым принципам, которые мы заложили в 90-е. Об этих годах говорят как о лихих. Чушь! У нас Конституция — и все законодательство оттуда. Как и финансовая система. Еще раз говорю: есть практика, к ней надо очень бережно и осторожно относиться и перед тем, как менять, надо её изучить. Если что-то не работает, то почему? И что надо поменять, чтобы оно лучше работало? Вот и все. — Сегодня вы много критикуете новую волну чиновников. Пожалуй, чиновники поколения Росселя были деятельнее, но откуда таким появиться сейчас? — Они есть. Не надо убивать их политически. Есть механизмы, которые выносят этих людей на нужные должности. Они называются выборами. — Вы в Заксобрание собираетесь? — Кто сказал? — Инсайдер. Якобы за ваше экспертное участие в рабочей группе вам обещан мандат. Но теперь, когда группа фактически не существует, с вашим будущим ничего не понятно. — Со мной никто не беседовал на эту тему. — А желание есть? — Государственное мышление нельзя отключить: все равно думаешь о Свердловской области, стране. Но, чтобы идти во власть, нужно иметь команду единомышленников. У нас такая была. она называлась «Преображение Урала». Сейчас ее у меня нет. Я и из «Единой России» вышел, потому что «ушли» Воробьева и Росселя: у меня были обязательства лично перед ними. Без команды я не понимаю, зачем биться.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...