Правительство недооценило важность «Платона»: система запустила новый вид протеста

Дальнобойщики возвращают политиков к российской повестке

© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Митинг против Платона. Дальнобойщики. Челябинск., митинг против платона
В Челябинске дальнобойщики остановили движение по автодороге «Меридиан" Фото:

Запуск платежной системы «Платон» — сейчас единственная внутрироссийская проблема, способная по своей остроте и актуальности конкурировать с бомбардировками в Сирии. Протесты дальнобойщиков по всей России, судя по всему, стали неожиданностью не только для власти, но и для оппозиции. Если посмотреть на хронологию реакции политиков и чиновников, то можно увидеть, что в информационном вакууме тема новых митингов находилась почти неделю. Как был запущен маховик протестов и почему пока его никто не может остановить — в материале «URA.Ru».

Стихийные митинги дальнобойщиков начались 11 ноября, за четыре дня до запуска новой системы «Платон», через которую перевозчики теперь должны оплачивать сборы за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой более 12 тонн. 13 ноября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков коротко заявил, что «президенту доложено об акции дальнобойщиков». Следующие заявления чиновников и политиков начинают появляться только спустя четыре дня.

Митинг против Платона. Дальнобойщики. Челябинск., митинг против платона
Протестный тренд с опозданием подхватили думская и внесистемная оппозиции Фото: Вадим Ахметов

Сначала со своим альтернативным законом в поддержку дальнобойщиков заявляются эсеры, потом, видимо, предвкушая политические бонусы, к акциям протеста в регионах подключается КПРФ. Пионером от «Единой России» стал карикатурный депутат Евгений Федоров, который назвал на YouTube правительство РФ «пятой колонной», а дальнобойщиков — «боевиками Навального».

Дальше бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает президенту на год перевести систему в тестовый режим, ну, а в минувшую пятницу Минтранс временно отменяет штрафы.

Примерно тогда же появляется запись в ЖЖ у оппозиционера Алексея Навального, который отрабатывает тему в привычном для себя формате обвинений власти в коррупции. Справедливости ради стоит отметить, что, пожалуй, самым первым политиком, который обозначил тему платного проезда для водителей большегрузного транспорта, стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский: в день начала митингов он выступил с предложением отложить введение платы за проезд тяжелых грузовиков.

Таким образом, складывается ощущение, что правительственные советники, увлекшись международной повесткой и борьбой с терроризмом, просто недооценили важность и взрывоопасность темы — и это за полгода до выборов в Госдуму.

По информации «URA.Ru», для «пула» государственных СМИ, включая телевидение и информационные агентства, история с дальнобойщиками все это время находилась под эмбарго. «Мы „отрабатывали“ митинги только в том случае, если были официальные заявления от чиновников. А их почти не было в начале протестов, поэтому тема просто „сливалась“. В первый раз мы дали об этом материал, когда в Тверской области фура врезалась в группу протестующих и погиб человек. Тогда же было заявление Росавтодора и мы начали освещать тему», — рассказывает на условиях анонимности один из журналистов.

Спустя почти две недели после протестов дальнобойщиков, собеседники корреспондента URA.Ru признают, что это единственная собственная российская тема, способная сейчас конкурировать по актуальности и широте обсуждения с бомбардировками Сирии. Так, один из депутатов Госдумы от КПРФ рассказывает, что его коллегам пришлось спешно встраивать в «партийный темник» вопрос платного проезда для фур, наряду с борьбой с ИГ (запрещенная в России организация). Об этом же говорят его коллеги из партий «Справедливая Россия» и ЛДПР. По информации «URA.Ru», в «Единой России» сейчас также ведутся дискуссии о необходимости выйти с инициативой о временном моратории на новый закон для дальнобойщиков, против которого ранее выступал единоросс Евгений Москвичев.

Центр Платон Курган, терминал, платон
Еще один повод для недовольства у протестующих дальнобойщиков — сбои в работе автоматов системы «Платон» Фото: Татьяна Жаткина

Старший научный сотрудник центра фундаментальных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Титков указывает на новую черту протеста дальнобойщиков: экономически задета группа собственников, которая не контролируется местными властями, как это обычно бывает с малым и средним бизнесом.

По мнению эксперта, пока власть демонстрирует, что не умеет реагировать на подобные акции: «Чиновники транслируют отдельные разрозненные сообщения, которые при этом не передаются федеральными телеканалами и не распространяются на массовую аудиторию. Такой вакуум вызван фантастическим страхом дестабилизации в стране: это свойственно любой авторитарной системе,

когда каждый нижестоящий начальник очень боится, что он окажется „стрелочником“, поэтому молчит и старается закрывать глаза на происходящее, не передает информацию наверх, и в результате тот, кто принимает решение, не обладает объективной фактурой», — описывает ситуации эксперт.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин рассказывает, что прогнозированием возможных протестов во власти занимаются сразу несколько центров — от Совета Безопасности, ФСБ до администрации президента.

«Президент привык получать информацию из нескольких источников: чем их больше, тем лучше. Такая работа была усилена после массовых митингов против монетизации льгот в 2004 году. Тогда появилось четкое понимание: нельзя затрагивать интересы консолидированных профессиональных или социальных групп. Видимо, сейчас что-то пошло не так, потому что лоббистские усилия определенной части элиты перебили аргументы аналитиков и чиновников, работающих на упреждение протестов», — объясняет эксперт.

По его словам, ситуация с новой платежной системой «Платон» демонстрирует, что сегодня некоторые властные группы, которые лишаются доступа к бюджетному финансированию в условиях экономического кризиса и президентского запрета на распечатывание резервного фонда, пытаются компенсировать это другими финансовыми вливаниями. Напомним, что половина предприятия «РТ-Инвест» («Платона») принадлежит самому обществу, а другая — Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов называет главную проблему, которая привела к транспортному коллапсу грузовиков: «Несогласованность между правительством, бизнесом и кураторами экономического блока в Кремле».

Эксперт, близкий к Кремлю, поясняет агентству, что ситуация с массовыми митингами в первую очередь ставит под удар российское правительство, где и принималось решение платного проезда для большегрузного транспорта. По его словам, изначально предполагалось, что этот законопроект вступит в силу только после выборов. «Создавать такую социальную напряженность накануне выборов в Госдуму политически близоруко», — считает он. По его словам, ситуация с дальнобойщиками для власти весьма неприятна: именно поэтому Минтранс уже пошел навстречу, временно отменив штрафы за неоплату проезда.

В то же время источник «URA.Ru» в правительстве отрицает, что только кабмин в ответе за массовые акции. По его словам, такие «капиталоемкие инициативы никогда в „Белом доме“ не принимаются самостоятельно».

Один из кремлевских социологов говорит, что митинги дальнобойщиков выявили слабое место — отсутствие коммуникационных каналов с некогда лояльной аудиторией.

«Митинги профессиональной группы, — это не такая большая проблема, — говорит эксперт, — вряд ли они втянут в себя другие социальные слои. — Но вот мы видим, как с прошлой недели и Минтранс, и Росавтодор идут навстречу дальнобойщикам. А в ответ нет никакой реакции: мы только слышим, что 30 ноября водители грозятся походом на Москву. И это тревожный звоночек», — указывает на проблему собеседник «URA.Ru». По его словам, как это ни парадоксально, сегодня у политадминистраторов больше рычагов для взаимодействия с «белоленточниками», чем с «ядром», часть которого вдруг начала высказывать замечания. «Городских хипстеров можно было заговорить политическими обещаниями и капковскими парками, на крайний случай — ОМОНом: мы помним 6 мая 2012 года („Болотно дело“ — прим. авт). А с этими так нельзя», — считает социолог.

Другие эксперты, тесно сотрудничающие с экономическим блоком правительства, предполагают, что в администрации президента действительно могли недооценить издержки принятия закона, который ударил по дальнобойщикам. Ведь до этого в России уже принимались болезненные решения для самых разных социальных групп — замораживание пенсионных накоплений, введение платы за капремонт, торговые сборы, повышение налогов на недвижимость. Все это вызывало недовольство, но не массовые протесты по стране.

Сегодня в Перми и Пензе дальнобойщики снова вышли на митинг, и, по словам протестующих, прекращать акции они не намерены, на очереди, судя по анонсам в соцсетях, новые города России. До этого акции протеста уже проходили в 25 регионах страны, среди которых Челябинская область, Тюмень, Курган.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Запуск платежной системы «Платон» — сейчас единственная внутрироссийская проблема, способная по своей остроте и актуальности конкурировать с бомбардировками в Сирии. Протесты дальнобойщиков по всей России, судя по всему, стали неожиданностью не только для власти, но и для оппозиции. Если посмотреть на хронологию реакции политиков и чиновников, то можно увидеть, что в информационном вакууме тема новых митингов находилась почти неделю. Как был запущен маховик протестов и почему пока его никто не может остановить — в материале «URA.Ru». Стихийные митинги дальнобойщиков начались 11 ноября, за четыре дня до запуска новой системы «Платон», через которую перевозчики теперь должны оплачивать сборы за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой более 12 тонн. 13 ноября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков коротко заявил, что «президенту доложено об акции дальнобойщиков». Следующие заявления чиновников и политиков начинают появляться только спустя четыре дня. Сначала со своим альтернативным законом в поддержку дальнобойщиков заявляются эсеры, потом, видимо, предвкушая политические бонусы, к акциям протеста в регионах подключается КПРФ. Пионером от «Единой России» стал карикатурный депутат Евгений Федоров, который назвал на YouTube правительство РФ «пятой колонной», а дальнобойщиков — «боевиками Навального». Дальше бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает президенту на год перевести систему в тестовый режим, ну, а в минувшую пятницу Минтранс временно отменяет штрафы. Примерно тогда же появляется запись в ЖЖ у оппозиционера Алексея Навального, который отрабатывает тему в привычном для себя формате обвинений власти в коррупции. Справедливости ради стоит отметить, что, пожалуй, самым первым политиком, который обозначил тему платного проезда для водителей большегрузного транспорта, стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский: в день начала митингов он выступил с предложением отложить введение платы за проезд тяжелых грузовиков. Таким образом, складывается ощущение, что правительственные советники, увлекшись международной повесткой и борьбой с терроризмом, просто недооценили важность и взрывоопасность темы — и это за полгода до выборов в Госдуму. По информации «URA.Ru», для «пула» государственных СМИ, включая телевидение и информационные агентства, история с дальнобойщиками все это время находилась под эмбарго. «Мы „отрабатывали“ митинги только в том случае, если были официальные заявления от чиновников. А их почти не было в начале протестов, поэтому тема просто „сливалась“. В первый раз мы дали об этом материал, когда в Тверской области фура врезалась в группу протестующих и погиб человек. Тогда же было заявление Росавтодора и мы начали освещать тему», — рассказывает на условиях анонимности один из журналистов. Спустя почти две недели после протестов дальнобойщиков, собеседники корреспондента URA.Ru признают, что это единственная собственная российская тема, способная сейчас конкурировать по актуальности и широте обсуждения с бомбардировками Сирии. Так, один из депутатов Госдумы от КПРФ рассказывает, что его коллегам пришлось спешно встраивать в «партийный темник» вопрос платного проезда для фур, наряду с борьбой с ИГ (запрещенная в России организация). Об этом же говорят его коллеги из партий «Справедливая Россия» и ЛДПР. По информации «URA.Ru», в «Единой России» сейчас также ведутся дискуссии о необходимости выйти с инициативой о временном моратории на новый закон для дальнобойщиков, против которого ранее выступал единоросс Евгений Москвичев. Старший научный сотрудник центра фундаментальных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Титков указывает на новую черту протеста дальнобойщиков: экономически задета группа собственников, которая не контролируется местными властями, как это обычно бывает с малым и средним бизнесом. По мнению эксперта, пока власть демонстрирует, что не умеет реагировать на подобные акции: «Чиновники транслируют отдельные разрозненные сообщения, которые при этом не передаются федеральными телеканалами и не распространяются на массовую аудиторию. Такой вакуум вызван фантастическим страхом дестабилизации в стране: это свойственно любой авторитарной системе, когда каждый нижестоящий начальник очень боится, что он окажется „стрелочником“, поэтому молчит и старается закрывать глаза на происходящее, не передает информацию наверх, и в результате тот, кто принимает решение, не обладает объективной фактурой», — описывает ситуации эксперт. Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин рассказывает, что прогнозированием возможных протестов во власти занимаются сразу несколько центров — от Совета Безопасности, ФСБ до администрации президента. «Президент привык получать информацию из нескольких источников: чем их больше, тем лучше. Такая работа была усилена после массовых митингов против монетизации льгот в 2004 году. Тогда появилось четкое понимание: нельзя затрагивать интересы консолидированных профессиональных или социальных групп. Видимо, сейчас что-то пошло не так, потому что лоббистские усилия определенной части элиты перебили аргументы аналитиков и чиновников, работающих на упреждение протестов», — объясняет эксперт. По его словам, ситуация с новой платежной системой «Платон» демонстрирует, что сегодня некоторые властные группы, которые лишаются доступа к бюджетному финансированию в условиях экономического кризиса и президентского запрета на распечатывание резервного фонда, пытаются компенсировать это другими финансовыми вливаниями. Напомним, что половина предприятия «РТ-Инвест» («Платона») принадлежит самому обществу, а другая — Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга. Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов называет главную проблему, которая привела к транспортному коллапсу грузовиков: «Несогласованность между правительством, бизнесом и кураторами экономического блока в Кремле». Эксперт, близкий к Кремлю, поясняет агентству, что ситуация с массовыми митингами в первую очередь ставит под удар российское правительство, где и принималось решение платного проезда для большегрузного транспорта. По его словам, изначально предполагалось, что этот законопроект вступит в силу только после выборов. «Создавать такую социальную напряженность накануне выборов в Госдуму политически близоруко», — считает он. По его словам, ситуация с дальнобойщиками для власти весьма неприятна: именно поэтому Минтранс уже пошел навстречу, временно отменив штрафы за неоплату проезда. В то же время источник «URA.Ru» в правительстве отрицает, что только кабмин в ответе за массовые акции. По его словам, такие «капиталоемкие инициативы никогда в „Белом доме“ не принимаются самостоятельно». Один из кремлевских социологов говорит, что митинги дальнобойщиков выявили слабое место — отсутствие коммуникационных каналов с некогда лояльной аудиторией. «Митинги профессиональной группы, — это не такая большая проблема, — говорит эксперт, — вряд ли они втянут в себя другие социальные слои. — Но вот мы видим, как с прошлой недели и Минтранс, и Росавтодор идут навстречу дальнобойщикам. А в ответ нет никакой реакции: мы только слышим, что 30 ноября водители грозятся походом на Москву. И это тревожный звоночек», — указывает на проблему собеседник «URA.Ru». По его словам, как это ни парадоксально, сегодня у политадминистраторов больше рычагов для взаимодействия с «белоленточниками», чем с «ядром», часть которого вдруг начала высказывать замечания. «Городских хипстеров можно было заговорить политическими обещаниями и капковскими парками, на крайний случай — ОМОНом: мы помним 6 мая 2012 года („Болотно дело“ — прим. авт). А с этими так нельзя», — считает социолог. Другие эксперты, тесно сотрудничающие с экономическим блоком правительства, предполагают, что в администрации президента действительно могли недооценить издержки принятия закона, который ударил по дальнобойщикам. Ведь до этого в России уже принимались болезненные решения для самых разных социальных групп — замораживание пенсионных накоплений, введение платы за капремонт, торговые сборы, повышение налогов на недвижимость. Все это вызывало недовольство, но не массовые протесты по стране. Сегодня в Перми и Пензе дальнобойщики снова вышли на митинг, и, по словам протестующих, прекращать акции они не намерены, на очереди, судя по анонсам в соцсетях, новые города России. До этого акции протеста уже проходили в 25 регионах страны, среди которых Челябинская область, Тюмень, Курган.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...