«Война Госдумы и правительства дошла даже до секретарш»

Кто сильнее, Медведев или Володин, и почему этот вопрос важнее митингов Навального

© Служба новостей «URA.RU»
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Премьер-министр Дмитрий Медведев выступит перед Госдумой 19 апреля. Учитывая, как депутаты отчитывали министров, это событие - краеугольное в федеральной политике
Премьер-министр Дмитрий Медведев выступит перед Госдумой 19 апреля. Учитывая, как депутаты отчитывали министров, это событие - краеугольное в федеральной политике Фото:

В Госдуме активно готовятся к отчету правительства: премьер-министр Дмитрий Медведев выступит перед депутатами 19 апреля. В парламенте уже началась разработка постановления по отчету кабмина, в котором все комитеты и фракции дадут свою оценку деятельности Белого дома.

Это вовсе не формальность, а вызов для председателя правительства — сейчас отношения двух ведомств не самые простые. С момента начала работы Госдумы нового созыва, руководство парламента последовательно вносит изменения в регламент, которые призваны ужесточить контроль за деятельностью правительства. В кабмине говорят, что руководство Госдумы объявило им бюрократическую войну, а в парламенте считают, что министрам пора понять: с депутатами нужно считаться, как с настоящей властью.

Выборы омбудсмена. Госдума. Москва, зал пленарных заседаний госдумы
В правительстве считают, что Госдума ведет против них бюрократическую войну
Фото:

Сначала в Госдуме заявили, что теперь на заседаниях профильных комитетов должны присутствовать либо сами министры, либо их заместители. Потом в конце прошлого года депутаты внесли изменения в регламент, по которым теперь заранее смогут требовать от Белого дома информацию о том, как правительство намерено реализовывать социально значимый закон. Сейчас по поручению спикера Госдумы Вячеслава Володина в регламент также готовятся поправки, которые могут обязать правительство оценивать экономические последствия законов.

Собеседники «URA.RU» в правительстве и парламенте говорят, что обстановка между двумя ведомствами крайне напряженная. «Это фактически холодная война [„медведевских“ и „володинских“], которая дошла даже до секретарш», — описывает обстановку один из депутатов. По его словам, если раньше по ряду вопросов, которые возникали в ходе законотворческой работы, можно было дозвониться хотя бы до заместителя министра, то сейчас это все сложнее. «Моя секретарша уже неделю пытается нас соединить, но там отвечают, что у замминистра плотный график. Когда моя помощница уточнила, чем он может быть так занят, когда ему звонит народный избранник, секретарь на другом проводе ей нахамила: ну не на принтере законы печатает», — на условиях анонимности рассказывает парламентарий.

Другой заместитель одного из комитетов Госдумы говорит, что чаще всего в правительстве негативно реагируют, когда депутаты отказываются рассматривать законопроекты Белого дома в отсутствие министров или их замов на комитетах.

«Мне лично вперемежку с матом звонил один такой сотрудник министерства и требовал объяснений. Рассказывал, что он в командировке с Медведевым, а закон нужно успеть внести в повестку пленарки. Но он, может, и с Медведевым там, а мы тут с Володиным», — сообщает собеседник агентства в парламенте.

Депутат Госдумы от Свердловской области, замруководителя фракции «Справедливая Россия» Александр Бурков считает, что Вячеслав Володин просто требует дисциплины. И не только от правительства, но и от самой Думы: «Поэтому он говорит правительству: „Господа, если это ваш правительственный закон, и он социально-экономически важный, то должен присутствовать сам министр. Дальше — если вы рассматриваете ваши законы, то на комитете должны быть статусные представители. А не так, как бывает — приходит пятый помощник третьего директора департамента, который не может ответить на поставленные вопросы депутатам. Логика следующая: ‚Нет сегодня заявленного министра в докладе, давайте перенесем‘. И это абсолютно правильно.

ИННОПРОМ: день первый и визит Дмитрия Медведева. Екатеринбург, медведев дмитрий
В конце прошлого года Дмитрий Медведев смог убедить Вячеслава Володина прийти к компромиссу, но в этом году противостояние двух ведомств продолжилось
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

Источник «URA.RU» в аппарате правительства говорит, что раздражение от «бюрократической атаки Госдумы» у членов кабмина действительно есть: «Тут нет никакой содержательной повестки. Дума создает технические и процедурные барьеры для правительства. Конечно, это вызывает негатив. Это при том, что правительство готовит больше всего законов. Доля депутатских инициатив крайне мала».

По его словам, когда в прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев встречался с Вячеславом Володиным для урегулирования накопившихся разногласий между ведомствами, глава правительства якобы показал график одного из заместителей министра спикеру Госдумы Вячеславу Володину и предложил его сравнить с графиком любого председателя комитета Госдумы.

«У министров и их замов работа начинается в шесть утра и заканчивается далеко за полночь. А от них требуют, чтобы они сидели целый день на думских заседаниях», — описывает свою точку зрения собеседник издания.

Напомним, что в прошлом году в конце декабря, после встречи Вячеслава Володина и Дмитрия Медведева, в Госдуме пошли навстречу кабмину и отложили принятие поправок в закон о парламентском контроле правительства. Смягченный вариант документа позже появился в новых нормах парламентского регламента, согласно которым правительство должно представлять депутатам к третьему чтению информацию о нормативно-правовых актах, в случае если инициатива содержит нормы о расходовании федерального бюджета.

Но после этого компромисса противостояние между ведомствами не закончилось. Так, в начале марта Госдума впервые отложила третье чтение законопроекта из-за отсутствия необходимых правительственных актов. Речь шла о поправках в действующее законодательство, которые касались «формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта».

Источник агентства, близкий к руководству Госдумы, рассказал, что после заседания из аппарата правительства якобы звонили в аппарат парламента и на повышенных тонах спрашивали о том «что за цирк устраивает парламент».

Еще одна линия конфликта — это публичные отчеты министров перед депутатским корпусом, говорят собеседники «URA.RU» в Госдуме. «На Совете Госдумы Вячеслав Володин дал понять официальному представителю правительства в парламенте Александру Синенко, что всем министрам перед тем, как выйти к депутатам с отчетом, не помешало бы проводить встречи с фракциями», — рассказывал «URA.RU» один из членов Совета.

15 съезд ЕР. Москва., съезд ер, ткачев александр
После того, как спикер Госдумы Вячеслав Володин публично отчитал Александра Ткачева, отношения с Минсельхозом у депутатов осложнились
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Но некоторые министры все равно игнорируют эти рекомендации. Так, например, по словам представителей двух фракций, аппарат главы Минфина Антона Силуанова, который должен прийти в Госдуму на «правительственный час» в июле, уже сейчас ссылается на плотность графика и невозможность предварительных встреч с фракциями. Та же ситуация с министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, у которого «правительственный час» намечен на июнь. В профильном комитете Госдумы по аграрным вопросам говорят, что после того, как Вячеслав Володин жестко напомнил Ткачеву об источнике власти, взаимодействие депутатов с Минсельхозом осложнилось, и вряд ли он готов будет встретиться накануне правительственного часа с фракциями.

Ранее персональных атак на министров со стороны спикера Госдумы на в прошлом созыве никогда не было: это прецедент, говорят собеседники агентства в двух ведомствах.

Политолог Екатерина Шульман считает, что Дума важна ровно настолько, насколько она в состоянии возразить правительству.

Пока, по мнению эксперта, все перемены в отношениях с исполнительной властью, проводимые парламентом, несут скорее символический характер: «Например, члены правительства, которые приходят на правительственный час, теперь должны заранее представлять свои доклады. В декабре 2016-го была история с министром культуры Мединским, которому на Совете Думы сказали, что его доклад не представляет собой ничего нового, и это просто отчет о мероприятиях министерства, и его выступление на правительственном часе отменили.

Проблемную повестку двух ведомств также формирует вопрос правительственных отзывов на законопроекты. «В парламенте хотят, чтобы кабмин детальнее объяснял причины поддержки или рекомендации к отклонению того или иного законопроекта. То есть это в два раза увеличит объем работы аппарата правительства, и вряд ли позиция Белого дома будет по этому вопросу положительной», — говорит источник «URA.RU».

На Совете Госдумы этот вопрос действительно обсуждался, подтверждает агентству один из участников этого заседания. «Более того, Вячеслав Володин говорил нам в узком кругу, что даже если депутаты посчитают закон важным, а правительство даст негативный отзыв, мы все равно можем принять этот законопроект. Раньше такое невозможно было представить», — поясняет собеседник издания.

Политолог Максим Жаров говорит, что сегодня со стороны руководства Госдумы есть желание расширять сферы своего влияния: «Первый и ключевой узел, с которым сталкиваются Госдума и правительство — подготовка законопроектов. По этой линии идет противостояние, которое часто не выходит в публичную сферу, и мы его не видим».

Сами депутаты в публичной плоскости действительно часто отрицают факт жесткого противостояния кабмина и Госдумы. Так, пермский депутат Дмитрий Скриванов говорит, что отношения с правительством складываются конструктивные: «Состав Госдумы после выборов серьезно обновился, сменился председатель. В наследство от прошлого созыва нам досталось огромное количество законопроектов, каждый из которых нужно рассмотреть. При этом экономическая ситуация такова, что она требует и от законодательной, и от исполнительной власти оперативности при принятии решений. При этом требования к качеству законодательного продукта время диктует самые высокие. Именно на это направлены те договоренности, которых достиг Вячеслав Володин с председателем правительства Дмитрием Медведевым: чтобы кабмин и депутаты работали в одной команде, обменивались информацией и работали над совершенствованием законодательства в режиме «здесь и сейчас».

Международный инвестиционный форум "Сочи-2016", второй день. Сочи, топилин максим
Главу Минтруда Максима Топилина депутаты называют самым контактным министром
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Председатель комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов говорит, что не ощущает раздражение со стороны правительства: «Все зависит от комитетов: председатель комитета при формировании повестки дня направляет приглашения автору законодательной инициативы. В Госдуме есть представитель правительства, который на связи со всеми комитетами. У меня ни разу не было такого, чтобы я направлял приглашение, и нас игнорировали. Но если нет официального представителя законопроекта, я могу поставить вопрос о том, чтобы убрать вопрос с повестки. Это действительно может вызывает негатив, но тут понятные правила. Наша задача не вредничать, а совместно доводить до ума документ, который был внесен». По словам Нилова, он всегда находится на связи с министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным: проблем до него дозвониться или написать СМС нет.

Коллега Нилова по Госдуме, руководитель одного из комитетов парламента на условиях анонимности говорит, что самые «сложные» министерства для взаимодействия — это финансово-экономический блок. «Хуже всего приходится полпреду правительства [Александру] Синенко, с которого все время спрашивают за отсутствие министров этого блока, необходимых документов или внятной позиции правительства», — рассказывает парламентарий.

Политолог Екатерина Шульман считает, что главная борьба во взаимоотношениях между Госдумой и правительством может развернуться уже вокруг бюджета следующего года: «Самое главное — это бюджет и все, что вокруг него: околобюджетные законопроекты, тарифы, налоги, акцизы. Это те вопросы, по которым правительство вынуждено обращаться в Госдуму достаточно часто. Пока никакой осязаемой борьбы вокруг них в Думе не происходит, но в скором времени может начаться. Так как денег в бюджете больше не становится, фискальная нагрузка все тяжелее ложится на граждан. Соответственно, соблазн выступить в защиту трудящихся против жадных монетаристов из правительства будет для Думы все сильнее и сильнее».

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин говорит, что сейчас самый удобный момент для противостояния правительству: «На Дмитрия Медведева ведется атака, координатором которой является Алексей Навальный. Вполне возможно, что сейчас усилия команды премьера будут сосредоточены на другом направлении. И это самое время, чтобы на системном уровне попытаться расширить полномочия ГД в этом направлении. Володин четко дал понять, что не намерен оставлять за Госдумой тот статус, который сложился при предыдущих спикерах».

На официальные запросы в аппараты правительства и Госдумы с просьбой дать оперативный комментарий об изменении формата взаимодействия двух ведомств редакция «URA.RU» ответа не получила.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Подписка на URA.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Главные новости России и мира - коротко в одном письме. Подписывайтесь на нашу ежедневную рассылку!
На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
В Госдуме активно готовятся к отчету правительства: премьер-министр Дмитрий Медведев выступит перед депутатами 19 апреля. В парламенте уже началась разработка постановления по отчету кабмина, в котором все комитеты и фракции дадут свою оценку деятельности Белого дома. Это вовсе не формальность, а вызов для председателя правительства — сейчас отношения двух ведомств не самые простые. С момента начала работы Госдумы нового созыва, руководство парламента последовательно вносит изменения в регламент, которые призваны ужесточить контроль за деятельностью правительства. В кабмине говорят, что руководство Госдумы объявило им бюрократическую войну, а в парламенте считают, что министрам пора понять: с депутатами нужно считаться, как с настоящей властью. Сначала в Госдуме заявили, что теперь на заседаниях профильных комитетов должны присутствовать либо сами министры, либо их заместители. Потом в конце прошлого года депутаты внесли изменения в регламент, по которым теперь заранее смогут требовать от Белого дома информацию о том, как правительство намерено реализовывать социально значимый закон. Сейчас по поручению спикера Госдумы Вячеслава Володина в регламент также готовятся поправки, которые могут обязать правительство оценивать экономические последствия законов. Собеседники «URA.RU» в правительстве и парламенте говорят, что обстановка между двумя ведомствами крайне напряженная. «Это фактически холодная война [„медведевских“ и „володинских“], которая дошла даже до секретарш», — описывает обстановку один из депутатов. По его словам, если раньше по ряду вопросов, которые возникали в ходе законотворческой работы, можно было дозвониться хотя бы до заместителя министра, то сейчас это все сложнее. «Моя секретарша уже неделю пытается нас соединить, но там отвечают, что у замминистра плотный график. Когда моя помощница уточнила, чем он может быть так занят, когда ему звонит народный избранник, секретарь на другом проводе ей нахамила: ну не на принтере законы печатает», — на условиях анонимности рассказывает парламентарий. Другой заместитель одного из комитетов Госдумы говорит, что чаще всего в правительстве негативно реагируют, когда депутаты отказываются рассматривать законопроекты Белого дома в отсутствие министров или их замов на комитетах. «Мне лично вперемежку с матом звонил один такой сотрудник министерства и требовал объяснений. Рассказывал, что он в командировке с Медведевым, а закон нужно успеть внести в повестку пленарки. Но он, может, и с Медведевым там, а мы тут с Володиным», — сообщает собеседник агентства в парламенте. Депутат Госдумы от Свердловской области, замруководителя фракции «Справедливая Россия» Александр Бурков считает, что Вячеслав Володин просто требует дисциплины. И не только от правительства, но и от самой Думы: «Поэтому он говорит правительству: „Господа, если это ваш правительственный закон, и он социально-экономически важный, то должен присутствовать сам министр. Дальше — если вы рассматриваете ваши законы, то на комитете должны быть статусные представители. А не так, как бывает — приходит пятый помощник третьего директора департамента, который не может ответить на поставленные вопросы депутатам. Логика следующая: ‚Нет сегодня заявленного министра в докладе, давайте перенесем‘. И это абсолютно правильно. Источник «URA.RU» в аппарате правительства говорит, что раздражение от «бюрократической атаки Госдумы» у членов кабмина действительно есть: «Тут нет никакой содержательной повестки. Дума создает технические и процедурные барьеры для правительства. Конечно, это вызывает негатив. Это при том, что правительство готовит больше всего законов. Доля депутатских инициатив крайне мала». По его словам, когда в прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев встречался с Вячеславом Володиным для урегулирования накопившихся разногласий между ведомствами, глава правительства якобы показал график одного из заместителей министра спикеру Госдумы Вячеславу Володину и предложил его сравнить с графиком любого председателя комитета Госдумы. «У министров и их замов работа начинается в шесть утра и заканчивается далеко за полночь. А от них требуют, чтобы они сидели целый день на думских заседаниях», — описывает свою точку зрения собеседник издания. Напомним, что в прошлом году в конце декабря, после встречи Вячеслава Володина и Дмитрия Медведева, в Госдуме пошли навстречу кабмину и отложили принятие поправок в закон о парламентском контроле правительства. Смягченный вариант документа позже появился в новых нормах парламентского регламента, согласно которым правительство должно представлять депутатам к третьему чтению информацию о нормативно-правовых актах, в случае если инициатива содержит нормы о расходовании федерального бюджета. Но после этого компромисса противостояние между ведомствами не закончилось. Так, в начале марта Госдума впервые отложила третье чтение законопроекта из-за отсутствия необходимых правительственных актов. Речь шла о поправках в действующее законодательство, которые касались «формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта». Источник агентства, близкий к руководству Госдумы, рассказал, что после заседания из аппарата правительства якобы звонили в аппарат парламента и на повышенных тонах спрашивали о том «что за цирк устраивает парламент». Еще одна линия конфликта — это публичные отчеты министров перед депутатским корпусом, говорят собеседники «URA.RU» в Госдуме. «На Совете Госдумы Вячеслав Володин дал понять официальному представителю правительства в парламенте Александру Синенко, что всем министрам перед тем, как выйти к депутатам с отчетом, не помешало бы проводить встречи с фракциями», — рассказывал «URA.RU» один из членов Совета. Но некоторые министры все равно игнорируют эти рекомендации. Так, например, по словам представителей двух фракций, аппарат главы Минфина Антона Силуанова, который должен прийти в Госдуму на «правительственный час» в июле, уже сейчас ссылается на плотность графика и невозможность предварительных встреч с фракциями. Та же ситуация с министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, у которого «правительственный час» намечен на июнь. В профильном комитете Госдумы по аграрным вопросам говорят, что после того, как Вячеслав Володин жестко напомнил Ткачеву об источнике власти, взаимодействие депутатов с Минсельхозом осложнилось, и вряд ли он готов будет встретиться накануне правительственного часа с фракциями. Ранее персональных атак на министров со стороны спикера Госдумы на в прошлом созыве никогда не было: это прецедент, говорят собеседники агентства в двух ведомствах. Политолог Екатерина Шульман считает, что Дума важна ровно настолько, насколько она в состоянии возразить правительству. Пока, по мнению эксперта, все перемены в отношениях с исполнительной властью, проводимые парламентом, несут скорее символический характер: «Например, члены правительства, которые приходят на правительственный час, теперь должны заранее представлять свои доклады. В декабре 2016-го была история с министром культуры Мединским, которому на Совете Думы сказали, что его доклад не представляет собой ничего нового, и это просто отчет о мероприятиях министерства, и его выступление на правительственном часе отменили. Проблемную повестку двух ведомств также формирует вопрос правительственных отзывов на законопроекты. «В парламенте хотят, чтобы кабмин детальнее объяснял причины поддержки или рекомендации к отклонению того или иного законопроекта. То есть это в два раза увеличит объем работы аппарата правительства, и вряд ли позиция Белого дома будет по этому вопросу положительной», — говорит источник «URA.RU». На Совете Госдумы этот вопрос действительно обсуждался, подтверждает агентству один из участников этого заседания. «Более того, Вячеслав Володин говорил нам в узком кругу, что даже если депутаты посчитают закон важным, а правительство даст негативный отзыв, мы все равно можем принять этот законопроект. Раньше такое невозможно было представить», — поясняет собеседник издания. Политолог Максим Жаров говорит, что сегодня со стороны руководства Госдумы есть желание расширять сферы своего влияния: «Первый и ключевой узел, с которым сталкиваются Госдума и правительство — подготовка законопроектов. По этой линии идет противостояние, которое часто не выходит в публичную сферу, и мы его не видим». Сами депутаты в публичной плоскости действительно часто отрицают факт жесткого противостояния кабмина и Госдумы. Так, пермский депутат Дмитрий Скриванов говорит, что отношения с правительством складываются конструктивные: «Состав Госдумы после выборов серьезно обновился, сменился председатель. В наследство от прошлого созыва нам досталось огромное количество законопроектов, каждый из которых нужно рассмотреть. При этом экономическая ситуация такова, что она требует и от законодательной, и от исполнительной власти оперативности при принятии решений. При этом требования к качеству законодательного продукта время диктует самые высокие. Именно на это направлены те договоренности, которых достиг Вячеслав Володин с председателем правительства Дмитрием Медведевым: чтобы кабмин и депутаты работали в одной команде, обменивались информацией и работали над совершенствованием законодательства в режиме «здесь и сейчас». Председатель комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов говорит, что не ощущает раздражение со стороны правительства: «Все зависит от комитетов: председатель комитета при формировании повестки дня направляет приглашения автору законодательной инициативы. В Госдуме есть представитель правительства, который на связи со всеми комитетами. У меня ни разу не было такого, чтобы я направлял приглашение, и нас игнорировали. Но если нет официального представителя законопроекта, я могу поставить вопрос о том, чтобы убрать вопрос с повестки. Это действительно может вызывает негатив, но тут понятные правила. Наша задача не вредничать, а совместно доводить до ума документ, который был внесен». По словам Нилова, он всегда находится на связи с министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным: проблем до него дозвониться или написать СМС нет. Коллега Нилова по Госдуме, руководитель одного из комитетов парламента на условиях анонимности говорит, что самые «сложные» министерства для взаимодействия — это финансово-экономический блок. «Хуже всего приходится полпреду правительства [Александру] Синенко, с которого все время спрашивают за отсутствие министров этого блока, необходимых документов или внятной позиции правительства», — рассказывает парламентарий. Политолог Екатерина Шульман считает, что главная борьба во взаимоотношениях между Госдумой и правительством может развернуться уже вокруг бюджета следующего года: «Самое главное — это бюджет и все, что вокруг него: околобюджетные законопроекты, тарифы, налоги, акцизы. Это те вопросы, по которым правительство вынуждено обращаться в Госдуму достаточно часто. Пока никакой осязаемой борьбы вокруг них в Думе не происходит, но в скором времени может начаться. Так как денег в бюджете больше не становится, фискальная нагрузка все тяжелее ложится на граждан. Соответственно, соблазн выступить в защиту трудящихся против жадных монетаристов из правительства будет для Думы все сильнее и сильнее». Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин говорит, что сейчас самый удобный момент для противостояния правительству: «На Дмитрия Медведева ведется атака, координатором которой является Алексей Навальный. Вполне возможно, что сейчас усилия команды премьера будут сосредоточены на другом направлении. И это самое время, чтобы на системном уровне попытаться расширить полномочия ГД в этом направлении. Володин четко дал понять, что не намерен оставлять за Госдумой тот статус, который сложился при предыдущих спикерах». На официальные запросы в аппараты правительства и Госдумы с просьбой дать оперативный комментарий об изменении формата взаимодействия двух ведомств редакция «URA.RU» ответа не получила.
Расскажите о новости друзьям

{{author.id ? author.name : author.author}}
© Служба новостей «URA.RU»
Размер текста
-
17
+
Расскажите о новости друзьям
Загрузка...