{{user.notifications_count}} {{(user.notifications_count+1)}}
Выйти
Войти
Новости приходят чаще, чем вам хотелось бы, а поводы не интересны?
настроить уведомления
URA.RU готово сообщать вам новости, на каком бы сайте вы ни находились
подписаться на уведомления
у вас {{user.notifications_count}} новых уведомления
Вы не зарегистрированы. Войдите в свой профиль, чтобы использовать уведомления в полную силу
Редактирование подписок
Комментарии
Авторы
Сюжеты
отписаться
отписаться
отписаться
{{settingsPanel.errors.form}}
{{settingsPanel.errors.name}}
{{settingsPanel.errors.new_password}}
Москва
прогноз на 7 дней
Доллар 57,02
Динамика за 2 недели
Евро 61,96
Динамика за 2 недели
Подпишись на ura.ru:
Чтобы подписаться на рассылку, укажите свой e-mail
{{email_subscribe.errors.email}}
{{email_subscribe.msg}}
28 марта 2017
12:16  26 января 2017 1

Почему «Незыгарь» — на России 24, а на «Методичку» отвечают через Life

Как в РПЦ, кабмине и Кремле реагируют на анонимные Telegram-каналы. Расследование «URA.RU»

Айсель Герейханова
© Служба новостей «URA.Ru»
Марина Иванова
© Служба новостей «URA.Ru»
Приложение Telegram. Екатеринбуг, мессенджер, telegram, приложение
Telegram-каналы все чаще дают поводы для СМИ и формируют повестку в кабинетах чиновниковФото: Анна Майорова © URA.RU

В январе Telegram в России фактически легализовался как полноценный участник политического медийного рынка. Появление интервью с возможным автором одного из самых популярных анонимных каналов — «Незыгарем» —на «России 24» и восторги креативного директора радио «Комсомольская правда» в соцсетях по поводу этого интервью вывели камерный формат мессенджера на более широкую аудиторию традиционных СМИ. И, хотя на самом канале позже отрицался факт интервью, реклама «Незыгаря» состоялась. Еще одна беспрецедентная реакция на контент Telegram-канала с количеством подписчиков восемь тысяч человек последовала от врио губернатора Антона Алиханова: между публикацией в анонимной «Методичке» поста о «неонацистском шевроне» главы региона и официальным опровержением от самого Алиханова прошло чуть больше часа.

Законодательное собрание Свердловской области. Екатеринбург, гаджеты, телефоны, смартфоны, депутаты, зависимость
Сообщения Telegram-каналов приходят напрямую на телефоны чиновников и депутатов
Фото: Анна Майорова © URA.RU

Сегодня политические Telegram-каналы обсуждают чиновники на планерках в правительстве и в администрации президента, а депутаты — в курилке Госдумы. Представители региональной элиты цитируют расклады из «Незыгаря» в своих аналитических документах, а журналисты берут из анонимных каналов поводы для своих публикаций и даже уже борются за цитируемость в них. С одной стороны, можно сказать, что никакой революции не произошло: просто поменялась мода на каналы доставки. Что-то подобное мы наблюдали и в период популярности ЖЖ, и потом, когда блогеры мигрировали в Facebook. Нельзя также сказать, что контент политических Telegram-каналов представляет собой что-то новое: все те же вариации вокруг старого доброго ресурса «Компромат.ру», сдобренные чуть-чуть аналитикой, чуть-чуть — домыслами и компиляциями из СМИ.

Собеседники «URA.RU» как в ведущих федеральных СМИ, так и во властных кругах признают, что на этом этапе политические Telegram-каналы, особенно анонимные, все эффективнее начинают работать на формирование повестки.

Кто читает

Пиар-сотрудник одного из министров кабмина рассказывает «URA.RU», что с чтения и обсуждения Telegram-каналов в аппарате начинаются утренние планерки. «Наш шеф только однажды стал героем „Незыгаря“, и это стало предметом отдельных разбирательств как внутри аппарата, так и уровнем выше. Имиджевые риски огромные. Если СМИ можно игнорировать, то подобные Telegram-каналы воспринимаются в формате докладных вышестоящему начальству, до которого эта информация доходит в разы быстрее и резонанснее», — говорит информатор.

Игорь Левитин на заседании в резиденции губернатора СО. Екатеринбург, чиновники, совещание, заседание
Утренние планерки в кабинетах чиновников начинаются с чтения и обсуждения политических Telegram-каналов
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

Вице-спикер одного губернатора пояснил агентству, что в их команде учитывается информация, которая публикуется «Методичкой», «Давыдов. Индексом», «Незыгарем», для понимания федеральных трендов: «Проблема в том, что кремлевские кураторы не доводят до нас инсайд и тем более не советуются с региональной элитой». Три депутата Госдумы рассказали «URA.RU», что установили Telegram-мессенджер специально для того, чтобы читать «Незыгаря» и «Методичку», после того как посты из этих каналов несколько раз цитировались на заседаниях совета Госдумы.

По информации «URA.RU», на планерках в администрации президента на политические Telegram-каналы также периодически реагируют, проводя проверки относительно возможных источников сливов. Собеседники агентства в партии «Единая Россия» рассказали, что читают Telegram-каналы для понимания репутационных рисков, потому что «достоверность оставляет желать лучшего»: «Слив про то, что секретаря генсовета „ЕР“ Сергея Неверова мог заменить спикер Госдумы Вячеслав Володин, — это абсолютный бред, который понятен даже любому журналисту, который разбирается в партийных делах, а „Незыгарь“ это зачем-то публикует», — говорит единоросс.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов называет Telegram мессенджером для чиновников: «Большинство федеральных чиновников им пользуются, потому что раньше считали его надежным, что, как показала история, не так.

Но на это и был рассчитан запуск каналов — информация доставляется людям, принимающим решения, и журналистам, которые могут ее ретранслировать. В результате создается новая среда для них, и тут уже можно делать, что хочешь».

Инаугурация Трампа. Москва, маска гая фокса, Guy Fawkes, anonymous, аноним
Анонимные источники информации стали модными в политических кругах
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян говорит, что во всех профильных кабинетах читают основные политические Telegram-каналы и с большим или меньшим вниманием следят за их информационной повесткой: «В этом смысле, даже если в этих каналах пишут всякую фигню и профессиональные потребители информации знают, что это фигня, они все равно влияют на информационную картину политического класса (публикация фигни — это же ведь тоже своеобразный сигнал)».

«В определенной части политической тусовки мода на эти каналы есть, поэтому есть и эффект. Телефон находится в руках у пользователя практически круглосуточно, а компьютер — нет. Следовательно, и рефлексия на информацию происходит быстрее. Но развитию каналов мешает навязчивость оповещений. Именно поэтому реально массовых каналов мало», — считает медиаменеджер Константин Рыков.

По итогам разговоров с политиками, чиновниками и журналистами выяснилось, что канал «Незыгарь» в этих кругах воспринимается серьезнее всего. «Методичку» читают в основном медийное сообщество и профильные сотрудники властных ведомств в Москве. На «Давыдов. Индекс» больше ориентируются представители региональных чиновников.

«Незыгарь»

Парад Победы Челябинск, спецназ, нацгвардия
Кадровые перестановки в силовых структурах — одна из визитных карточек «Незыгаря»
Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

Одним из первых нишу политических Telegram-каналов занял «Незыгарь», он был открыт в ноябре 2015 года. Авторство канала по-прежнему обрастает легендами и теориями. На сегодняшний день количество подписчиков достигло больше 19 тысяч. Первый пост был посвящен теракту над Синаем: «Спутник США обнаружил вспышку над Синаем в момент падения самолета». Через три месяца автор канала уже рассказывал про обыски в конторах гендиректора ТАСС Сергея Михайлова. Автор «Незыгаря» лихо жонглирует историями о взаимоотношениях элитных групп. После создания Нацгвардии в канале появилась серия постов о клановых битвах в силовой сфере. Тема силовиков становилась одной из стержневых, а чуть позже по такой же схеме транслировалась информация об интригах в структурах РПЦ. Постепенно частота постов в день росла, к апрелю 2016-го канал ежедневно публиковал больше 10 сообщений. Его героями становились представители почти всей верхушки политической элиты России — от президента и премьера до кремлевских чиновников и министров.

Анализ контента показал: несмотря на то, что «Незыгарь» имеет репутацию инсайдерского канала, из прогнозов, которые были даны автором в прошлом году, сбылась только отставка главы ФСО Евгения Мурова.

О ней «Незыгарь» сообщил за пару месяцев до самой отставки. Отставка главы СКР Александра Бастрыкина, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, мэра Москвы Сергея Собянина, крах премьера Дмитрия Медведева после выборов в ГД — ничего этого пока не произошло. Самым свежим провалом «Незыгаря» стал пост «Владимир и Алина», который сопровождался фотографией Владимира Путина и экс-депутата Госдумы и актрисы Марии Кожевниковой. Другие каналы тут же растиражировали разоблачительный демотиватор с припиской «чтобы вы понимали какую ***** вам втюхивают».

Мария Кожевникова. Интервью. Екатери, кожевникова мария
Канал «Незыгарь» выдал экс-депутата Марию Кожевникову за Алину Кабаеву
Фото: Александр Мамаев © URA.RU

При этом складывается интересная тенденция влияния «Незыгаря» на повестку в СМИ. Канал часто грешит тем, что выдает прогнозы о назначениях или отставках по следам традиционных СМИ, но при этом без ссылок на них, а в раскладах про силовиков регулярно используется информация из «Новой газеты». С другой стороны, уже после постов в «Незыгаре» в ряде СМИ можно встретить публикации по сюжетам из этого канала. Так, например, происходит с историей вокруг банка «Пересвет» про финансовые проблемы РПЦ, новыми назначениями в Нацгвардии, делами против сотрудников СКР.

Один из сотрудников авторитетного интернет-портала рассказал корреспонденту «URA.RU», что после задержания министра эконимики Алексея Улюкаева редактор попросил его косвенно использовать трактовку «Незыгаря». «Я не думаю, что это был чей-то заказ, просто у него был интересный поворот, и для оперативности публикации итогового материала в конце недели проще было взять его за основу одной из версий, проверяя при этом фактуру», — пояснил собеседник агентства.

Сотрудник одного силового ведомства в разговоре с корреспондентом «URA.RU» указывает на то, что сложилась интересная схема реакции СМИ на контент Telegram-каналов: «Я наблюдал, как реагировали СМИ на недавнее дело против известных чиновников СКР. На протяжении недели в разных интернет-изданиях тиражировалась псевдо-аналитика из «Незыгаря». При этом собеседник агентства отмечает, что в его ведомстве этот канал читают, но как «байки перед утренним кофе». В другом силовом ведомстве несколько сотрудников рассказали, что сначала подозревали журналистов «Новой газеты» в авторстве «Незыгаря»: «Слишком похожий стиль и подкованность фактурой, но «Новая» там часто упоминается в негативном контексте». По словам источников «URA.RU», «некоторые тексты из этого канала раздражают даже больше, чем расследования в СМИ».

Кирилл патриарх Московский Архив 2010 Челябинск, патриарх кирилл, посох, рпц
Объектом атак становится РПЦ и лично патриарх Кирилл
Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

Из-за акцента на силовой повестке собеседники «URA.RU» в кабинетах власти часто указывали на представителей соответствующих ведомств как возможных интересантов «Незыгаря». По той же причине в разговорах о потенциальных бенефициарах канала фигурировали церковные оппоненты патриарха Кирилла. По мнению источников агентства в Московском патриархате, «Незыгарь» может использоваться для создания альтернативной повестки РПЦ. В постах действительно даются сюжеты о росте недовольства патриархом в церковных кругах, ослаблении Кирилла, а также описывается круг претендентов на его пост.

Появление интервью с «Незыгарем» на «России 24» стало еще одним поводом для новых версий о причастности к Telegram-каналу высокопоставленных чиновников администрации президента.

По словам двух сотрудников телеканала, такое интервью не могло выйти без согласования: «Автор канала про кремлевские интриги вдруг дает интервью на государственном телевидении. И не важно, был ли в балаклаве сам „Незыгарь“ или нет. По факту получилось отличное промо для тех, кто не знал о существовании канала. А с учетом того, что „Россия 24“ все время транслируется в кабинетах чиновников и редакциях, то это похоже на попытку еще больше расширить данную конкретную аудиторию», — выдвигает свою версию один из опрошенных политтехнологов, близкий к власти.

По его словам, идеальный сценарий для куратора СМИ во власти — это «подсадить» журналистов на новый источник информации и смыслов.

Медведев и ко. Форум Сочи-2014, медведев дмитрий, россия 24
Считается, что «Россию 24» смотрят во всех кабинетах власти: в ГД, правительстве и даже в Кремле
Фото: Александр Мамаев © URA.RU

Политолог Максим Жаров уже подчеркивает зависимость СМИ от Telegram: «Она серьезнее, чем та, что была от „ЖЖ“, Twitter и Facebook. Журналисты серьезно подсели на эту игру и начинают сами снимать по ней сюжеты».

Есть также версии, что канал «Незыгарь» ведут сразу несколько человек: идеологи и редакторы. Среди кураторов проекта собеседниками агентства упоминались команда премьера Дмитрия Медведева, люди, близкие к бывшему главе АП Сергею Иванову. Но оба политика, наряду с другими чиновниками, на канале часто упоминались в негативном ключе. Впрочем после выборов в Госдуму ситуация в отношении Медведева несколько меняется — автор пишет об усилении премьера, про его шансы стать преемником.

При всех перечисленных версиях нельзя также исключать «фактор толстого мужика в трусах, который сидит перед компьютером весь день и больше ничего не делает», считает один из собеседников «URA.RU» из числа политологов.

«Методичка»

Паблик появился в августе 2016 года, фактически за три недели до выборов в Госдуму. Изначально канал назывался Crrnt, а в «Методичку» был переименован спустя сутки после открытия. Канал ведется несколькими анонимными авторами. Первый пост — это ссылка на интервью Михаила Ходорковского интернет-изданию «Слон», его прочли 68 человек. За пять месяцев канал набрал чуть больше 8 тысяч подписчиков. В «Методичке» описывается актуальная повестка с попыткой периодически представлять внутреннюю политическую кухню. Ссылки на статьи либеральных СМИ перемежаются редкими программными постами в формате советов власти — как администрации президента, так и самому президенту. Никаких эксклюзивов о кадровых перестановках в «Методичке» за все это время замечено не было.

Клипарт, разное. Екатеринбург, Lifenews, лайф ньюз
Опровержение расследования «Методички» по «дочке» главы Росгвардии Виктора Золотова появилось в крупнейшем интернет-СМИ — Life
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

В паблик периодически просачиваются цитаты чиновников или фотографии политиков, ранее в СМИ не публиковавшиеся. Например, именно там была дана цитата из выступления первого вице-премьера Игоря Шувалова на Валдайском форуме: «Когда президентом был Дмитрий Медведев — пусть не обижается, если ему расскажут — он преувеличил тему коррупции, довел внимание к ней до чрезмерного». После публикации в «Методичке» цитату подхватил ряд других СМИ, среди которых были TJournal и Newsru.com. В этом отношении «Методичка», имеющая в два раза меньше подписчиков, чем «Незыгарь», гораздо чаще дает прямые поводы для СМИ.

Так, например, 10 января на канале была опубликована информация про «дочку» главы Росгвардии Дарью Золотову. В посте говорилось, что у Виктора Золотова «есть еще одна дочь, которую он старательно скрывает», и стояла ссылка на декабрьскую заметку в глянцевом издании Tatler про самых завидных невест года, которая вышла месяцем ранее, 6 декабря, и которую никто тогда не заметил. Реакция на публикацию «Методички» была моментальной: с 10 по 13 января в Twitter — сотни упоминаний в Twitter о «дочери Золотова, которая живет в стране НАТО». В итоге спустя еще две недели Life опубликовал статью о том, что Дарья Золотова — однофамилица главы Росгвардии (в данный момент находится на стажировке в британском вузе), собирается подать в суд на Tatler.

VIII Гайдаровский форум, день первый. Москва, алиханов антон
Врио главы Калининградской области Антон Алиханов отреагировал на пост в «Методичке» о себе — моментально написав SMS с опровержением в Life
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

О большом скандале с врио губернатора Калининградской области Антоном Алихановым, который получил импульс в «Методичке» и гасился тоже через Life, ранее уже упоминалось. Как рассказал «URA.RU» президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко, как только «Методичка» поругала его тренинг «Побеждай. как Трамп и Путин», сразу из двух американских изданий поступили запросы на присутствие на семинарах.

Сам канал по своему контенту, ссылкам на СМИ, подаче занял либеральную нишу. Но при этом интересно, что за две недели до единого дня голосования канал активно критиковал кандидата от партии «ПАРНАС» Вячеслава Мальцева, и был столько же некомплементарен к самовыдвиженцам, которые шли при поддержке Михаила Ходорковского. В меньшей степени в негативном контексте фигурировали члены «Партии Роста», «Справедливой России» и «Единой России».

XVI съезд Единой России, второй день. Москва, володин вячеслав
По одной из версий, над «Методичкой» может работать группа, приближенная к спикеру Госдумы Вячеславу Володину
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

В определенных политических кругах «Методичку» периодически связывают с фигурой спикера Госдумы Вячеслава Володина. В качестве аргумента приводится контент канала, где бывший кремлевский чиновник часто упоминается в положительном ключе. Так, накануне выборов «Методичка» собрала 5 цитат из высказываний саратовских политиков о Володине, а также сослалась на большой групповой репортаж о поездке кандидата по Саратовской области (чью региональную группу он возглавлял). «Вряд ли кто-то полагает, что при Володине и Иванове у Путина возникли бы проблемы с переизбранием», — рассуждают авторы канала после назначения на пост замруководителя АП Сергея Кириенко.

Другие собеседники «URA.Ru» в медийной сфере полагают, что к каналу может быть причастна группа журналистов, которая «вышла на IPO» в поисках спонсора. «Спрос рождает предложение. Внутриэлитная борьба всегда порождает спрос на вброс какого-либо компромата, эксклюзива с разными целями: чтобы кого-то либо „притопить“, либо приподнять — привлечь внимание и провести информационную „вакцинацию“, чтобы потом раскрутить этот источник в качестве канала влияния», — описывает возможную технологию директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.

Эксперт приводит следующую схему: «Если это работник информационного фронта, то он приходит к определенным спонсорам информационного проекта и они начинают его раскручивать. А потом, если проект удался, его начинают использовать все на рынке».

«Давыдов.Индекс»

Среди самых популярных неанонимных каналов о политике называют «Давыдов.Индекс» (13,5 тысяч подписчиков). Его автор — председатель фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов. Политолог назвал «URA.RU» три основные функции своего ресурса: донесение актуальной повестки до аудитории, интерпретация политических сценариев и популяризация политического процесса среди россиян.

«Для меня важнее всего живая реакция на контент канала в самом информационном поле и политической среде. Я вижу, как мои сообщения способствуют развитию повестки в СМИ, вижу ответы на мои материалы в действиях администраторов политического процесса. По сути, через публичное пространство выстраивается некий диалог», — рассказал о своем редакторском опыте Леонид Давыдов.

Политолог считает, что ведение неанонимного канала накладывает на автора больше ответственности, в то время как сама анонимность — это поиск дополнительного интереса к ресурсу и она подчас превосходит интерес к самому контенту.

Пресс-конференция в "Фонде развития гражданского общества". Москва. , давыдов леонид
Автор канала «Давыдов.Индекс», политолог Леонид Давыдов, называет свою деятельность просветительской: «Это не бизнес»
Фото: Зураб Джавахадзе © URA.RU

Но авторство не всегда спасает от «промахов». Так, накануне съезда «Единой России» Давыдов, ссылаясь на «злые языки» написал, что на мероприятии «планируется замена Дмитрия Анатольевича Медведева на Вячеслава Викторовича Володина на посту лидера партии». В итоге в кулуарах это стало самой обсуждаемой темой первого дня. После того, как слух не подтвердился, сам Давыдов стал объектом критики со стороны своих коллег. Собеседники «URA.RU» уверены, что этот вброс был сделан намеренно: одни считают — чтобы поднять интерес к событию, другие — к Telegram-каналу «Давыдов.Индекс», третьи — непосредственно к личности автора.

В интервью агентству политтехнолог отклонил все предположения, прозвучавшие в его адрес, подчеркнув, что это был не прогноз, а один из возможных сценариев, который автор полемически заострил и сознательно подставился.

«Оказалось, что те, кто готовил съезд, настолько ничего информационно не дали, что история с возможной заменой Медведева на Володина стала обсуждаемой.

Это говорит не о том, что я хорош, а о том, что они не продумали повестку. Действительно, замены не произошло в тех объемах, о которых я писал, но общий тренд оказался верным», — отметил Давыдов. Политолог уверяет, что не зарабатывает на канале: «Мне от этого нет никакой выгоды. Это не бизнес, а скорее социальная нагрузка. Как мэтры идут преподавать в ВУЗ безвозмездно, так и я занимаюсь популяризацией политики из чувства гражданской ответственности».

По мнению Давыдова, достойный политический Telegram-канал может спокойно вести один журналист с хорошими связями и большой сетью источников. Над популярными анонимными аккаунтами работают группы, считает политтехнолог. Из очевидных плюсов такого канала доставки информации: завести его можно абсолютно бесплатно и буквально за несколько минут.

Что дальше?

Президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко говорит, что история с Telegram напоминает историю с Periscope: «Как только Facebook включил сервис прямых трансляций в свой инструментарий, Periscope умер. Была Prisma (приложение для обработки фотографий), все повеселились и забыли. Сейчас новая фишка — это Meitu, через месяц забудут». По мнению эксперта, на информационную повестку влияют не Telegram-каналы, а те, кто запускает информацию.

«Раньше „Компромат.ру“, сегодня -Telegram, а завтра будет еще что-то. Это средство доставки, а не сам по себе феномен».

Выборы омбудсмена. Госдума. Москва, микрофоны
Считается, что контент Telegram-каналов может задавать информационную повестку для ведущих СМИ
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Политолог Аббас Галлямов также уверен, что мода на Telegram-каналы скоро пройдет: Людям, падким на все новое, кажется, что приобщенность к Telegram даст им некое сакральное знание, которое раньше было им недоступно. Это ощущение возникает благодаря тому, что выглядит Telegram-канал не как инструмент массовой коммуникации, а как индивидуальный контакт потребителя информации с источником. Анонимность последнего добавляет всему этому флёр таинственности». Генеральный директор BAIKAL Communications Group Эдуард Войтенко считает, что количество потребителей, которые увлечены «игрой» настройки информационных потоков под свое восприятие реальности, не так много: «Однако их число растет и в ближайшее время подобная модель влияния на политические взгляды может стать массовой».

Глава АПЭК Дмитрий Орлов указывает на трансформацию отношения к Telegram каналам: «На контент каналов, безусловно, реагируют в политических кругах. Но если изначально к ним относились как к „особой информации из особых источников“, то в итоге ее воспринимают СМИ и информированное сообщество как один из источников информации, наряду со СМИ, которые используются для распространения слухов, запуска каких-то компрометирующих историй. Задача была стать серьезнее деловых СМИ, а в итоге возникло отношение к ним как к СМИ, имеющим проблемную репутацию».

Политолог Максим Жаров говорит, что феномен Telegram связан с тем, что публика и политический менеджмент соскучились по удобным средствам ведения информационных войн:

«Это увлечение связано с тем, что площадка еще не занята, на нее устремились все те, кто раньше в эти игры играл и читал — в АП и кабмине в том числе. Пока не думаю, что контент Telegram-каналов как-то серьезно влияет на принятие реальных решений».

P. S. В среду, 25 января, «Методичка» объявила, что переводит канал на другой адрес из-за попыток взлома. «Хорошо осведомленные люди предпринимают попытки получить контроль над нашим Telegram-каналом, а также над аккаунтами некоторых причастных к нему людей». Ранее, 15 декабря 2016 года, «Незыгарь» также переехал на другой адрес, правда, без объяснения причин.

{{item.comments_count}}

{{a.id?a.name:a.author}}
© Служба новостей «URA.Ru»

Расскажите о новости своим друзьям

{{a.id?a.name:a.author}}
© Служба новостей «URA.Ru»
{{a.id?a.name:a.author}}
© Служба новостей «URA.Ru»
другие новости сюжета
{{item.story_prev.date}}
{{item.story_next.date}}
Комментарии ({{item.comments_count}})
читать все комментарии
оставить свой комментарий
оставить свой комментарий
Система Orphus
Загрузка...
Сегодня в СМИ
новости партнеров
новости партнеров
новости партнеров
новости партнеров